ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

   

1. Чем термин «Цифровой Кинопоказ» (Digital Cinema) отличается от термина «Цифровой Кинематограф» (Digital Cinema)?
2. Правда ли, что 35-мм кинопленка скоро «умрет»?
3. В чем преимущество цифровой кинопроекции?
4. Сколько цифровых кинозалов в мире?
5. Существуют ли цифровые кинотеатры в России?
6. Сколько фильмов выпускается в цифровом формате?
7. Кто является дистрибьютором цифровых кинокопий?
8. Что кинотеатру необходимо иметь в киноаппаратной?
9. Что такое сервер воспроизведения в системе «Цифрового кинопоказа»?
10. Что такое цифровой кинопроектор?
11. Что такое 2K и 4K?
12. Можно ли использовать обычный мультимедийный видеопроектор высокого качества в системе цифрового кинопоказа?
13. Чем стандарты «Digital Cinema» отличаются от стандартов HD (High Definition)?
14. Чем Цифровая кинопроекция (D-Cinema) отличается от Электронной кинопроекции ( E-Cinema)?
15. Что такое DCI и спецификации DCI?
16. Что такое DCP - Digital Cinema Package (“Пакет цифровой кинокопии»)?
17. Какой объем занимает цифровая кинокопия?
18. Как цифровая кинокопия доставляется в кинотеатр?
19. Как обеспечивается защита фильма от кражи в системе цифрового кинопоказа?
20. Зачем необходим ключ воспроизведения?
21. Как доставляются в кинотеатр ключи воспроизведения?
22. Кто генерирует ключи, разрешающие показ фильма?
23.Если в кинотеатре по различным причинам заменен сервер или цифровой кинопроектор (например, из-за поломки), нужно ли в этом случае уведомлять дистрибьютора и запрашивать новый ключ?
24. Что такое Digital 3D?
25. Какие системы воспроизведения фильмов в формате Digital 3D сегодня применяются в цифровых кинотеатрах? В чем их отличие друг от друга?
26. Сколько фильмов выходит в прокат для цифровых кинотеатров в формате Digital3D?
27. Если владелец строящегося кинотеатра принял решение установить цифровой кинопроектор, нужно ли сегодня устанавливать также и традиционный 35-мм кинопроектор в киноаппаратной?
28. Если кинотеатр установил сервер и цифровой кинопроектор, то как быстро этот кинотеатр начнет получать цифровые кинокопии?
29. Что необходимо предусмотреть при проектировании новых кинотеатров уже сегодня?
30. Сколько стоит цифровой кинопроектор и сервер в России?
31. Если цена цифрового проектора почти в 4 раза выше традиционного 35-мм кинопроектора, то зачем кинотеатру нужно приобретать цифровой кинопроектор?
32. Как изготовить цифровую кинокопию фильма?
33.
К каким изменениям в киноиндустрии приведет переход кинотеатров от 35-мм кинопроекции к цифровой?

1. Чем термин «Цифровой Кинопоказ» (Digital Cinema) отличается от термина «Цифровой Кинематограф» (Digital Cinema)?
Термин «Цифровой Кинематограф» охватывает всю цепочку цифрового кинопроизводства – от съемки цифровой кинокамерой до цифровой проекции. Термин «Цифровой Кинопоказ» - это система цифровой кинодемонстрации в кинотеатре вне зависимости от происхождения фильма – снят ли фильм цифровой камерой или традиционной 35-мм кинокамерой.

2. Правда ли, что 35-мм кинопленка скоро «умрет»?
Нет. По крайней мере, в области съемки фильма в ближайшем будущем - точно нет. Несмотря на уже большое количество цифровых кинокамер, качество 35-мм негатива по-прежнему существенно выше, чем качество изображения полученного при цифровой киносъемке. Но то, что в ближайшие десять лет на этапе распространения (дистрибуции) и на этапе демонстрации в кинотеатре цифровая проекция вытеснит 35-мм кинопроекцию и 35-мм кинокопию – на наш взгляд, факт уже бесспорный.

3. В чем преимущество цифровой кинопроекции?
Во-первых, это высокое качество изображения. При цифровой кинопроекции на изображении отсутствуют царапины и пыль, нет мелькания изображения, вызванного работой обтюратора кинопроектора и нет дрожания изображения, вызванного прерывистым движением кинопленки в кинопроекторе.

Во-вторых, это постоянство качества изображения во времени. Фильм, демонстрируемый в цифровом формате, будет выглядеть и через несколько недель показа так же, как в день премьеры, в отличие от кинопленки, подверженной износу.

В-третьих, это достоверность изображения. Фильм на экране любого цифрового кинозала будет выглядеть точно так же, как и в контрольном кинозале лаборатории. Цифровая кинопроекция гарантирует, что все основные параметры изображения: цветопередача, контраст, яркость, будут идентичны в любом цифровом кинозале в отличие от 35-мм кинокопии.

В-четвертых, это высокое качество фонограммы. В отличие от существующих 35-мм систем кинопоказа в цифровой кинопроекции фонограмма фильма не компрессируется.

4. Сколько цифровых кинозалов в мире?
По данным Screen Digest на начало 2010 года число цифровых кинозалов в мире достигло 16 405 залов, при этом более половины из них – 9 016 (55%) из них оснащены системами для цифрового 3D-кинопоказа. По сравнению с 2008 годом число цифровых залов увеличилось почти в два раза (на 186%, с 8800 в 2008 году).

5. Существуют ли цифровые кинотеатры в России?
По данныс НЕВАФИЛЬМ RESEARCH на 1 сентября 2010 года в России действовало 576 цифровых кинозалов в 402 кинотеатрах. По прогнозам, в 2010 году их число составит 630 в 410 кинотеатрах.
Подробный список цифровых кинозалов в России

6. Сколько фильмов выпускается в цифровом формате?
Первым фильмом, выпущенным для цифровой демонстрации, стал фильм Джорджа Лукаса «Эпизод I. Призрачная угроза», цифровая премьера которого состоялась 19 мая 1999 года в США в двух цифровых кинотеатрах. С тех пор количество фильмов, выпускаемых на цифровых кинокопиях, растет с каждым годом. Сегодня более половины всех фильмов, выпускаемых Голливудом, выходят и в цифровом формате.
Начиная с открытия первого в России коммерческого цифрового кинозала (Кинотеатр «Заневский Каскад» сеть «Кронверк Синема», Санкт-Петербург), в российский прокат было выпущено более 270 цифровых фильмов, в том числе и около 30 фильмов в формате Digital 3D.
В июне 2007 года в российских цифровых кинозалах вышел в прокат первый российский фильм в цифровом формате - фильм режиссера Алексея Балабанова «Груз 200» (производство - Кинокомпания «СТВ», дистрибьютор - Кинопрокатная группа «Наше Кино», производство цифровой кинокопии - Компания «Невафильм»). В цифровом формате выпущено более 40 российских фильмов, включая "Антидурь", "Монгол", "Русская игра", "Бой с тенью-2: Реванш", "Ирония Судьбы-2. Продолжение", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Качели", "Мы из будущего", "Зеленый театр в Земфире", "Реальный папа", "Нирвана", "Новая Земля", "Каменная башка", "Гитлер капут", "Адмирал", "Приключения Алёнушки и Ерёмы", "Непобедимый", "Этим вечером ангелы плакали", "Про Федота стрельца - удалого молодца", "Любовь-морковь 2", "Стиляги", "Обитаемый остров. Фильм первый", "Кандагар", "Наша Russia. Яйца судьбы", "Любовь в большом городе", "Утомленные солнцем-2. Предстояние", "Звездные собаки Белка и Стрелка 3D".
Подробный список цифровых релизов в России

7. Кто является дистрибьютором цифровых кинокопий?
Те же компании, которые обеспечивают дистрибуцию и традиционных 35-мм кинофильмов. В обоих случаях речь идет о кинотеатральном прокате, а права на кинодемонстрацию не зависят от типа носителя фильма – 35-мм кинокопия или цифровая кинокопия.

8. Что кинотеатру необходимо иметь в киноаппаратной?
Как минимум, для уже существующего 35-мм кинозала необходимы сервер воспроизведения цифровых фильмов и цифровой кинопроектор.

9. Что такое сервер воспроизведения в системе «Цифрового кинопоказа»?
Сервер воспроизведения – это специализированная защищенная компьютерная система для хранения и воспроизведения в кинотеатре цифровых кинокопий. Именно в сервере воспроизведения происходит дешифрование и декомпрессия изображения. Сервер оснащен встроенным дисковым массивом для хранения нескольких фильмов (обычно 3-5 полнометражных фильмов), рекламных роликов и заставок. Интерфейс управления сервером позволяет киномеханику загружать новые фильмы и ключи воспроизведения, составлять плей-листы для кинодемонстраций и составлять расписание показов на несколько дней вперед.
Сервер подключается к цифровому кинопроектору с помощью зашифрованной линии связи (Link Encryption).
Сервер воспроизведения, наряду с цифровым кинопроектором относится к ключевым компонентам системы цифрового кинопоказа, поэтому к нему предъявляются очень высокие требования как по безопасности, так и по надежности.
В соответствии с требованиями цифрового кинопоказа для демонстрации художественных кинофильмов используются только серверы, поддерживающие воспроизведение фильмов с компрессией JPEG2000.
Серверы воспроизведения для цифрового кинопоказа выпускают такие компании, как DoReMi Technologies, Dolby Laboratories, XDC, GDC, Kodak, Sony, Datasat/DTS, T-Systems, Qube, QuVIS.

10. Что такое цифровой кинопроектор?
Цифровой кинопроектор – это цифровая система проекции изображения с качеством, превышающим качество 35-мм кинопроекции.
Принципиальным отличием цифрового кинопроектора является то, что все линии связи между компонентами системы зашифрованы (Link Encryption), и все процессы преобразований сигналов внутри проектора происходят в защищенном от постороннего вмешательства отдельном блоке (Media Block).
В настоящее время существует только две технологии, одобренные ведущими киностудиями (DCI) для проекции цифрового киноизображения – технология DLP Cinema™, разработанная компанией Texas Instruments и технология SXRD, разработанная компанией Sony Corporation.
По лицензии Texas Instruments цифровые кинопроекторы на основе технологии DLP Cinema™ производят компании Christie Digital, NEC и Barco. Под сублицензией Barco цифровые кинопроекторы также выпускают компании Kinoton и Cinemeccanica. Эти проекторы работают с разрешением 2K.
Цифровые кинопроекторы с разрешением 4K начала выпускать компания Sony на основе своей технологии SXRD.
Проекторы, соответствующие требованиям DCI, могут иметь разрешение изображения двух форматов: 2K и 4K.

11. Что такое 2K и 4K?
Термины 2К и 4К – это обобщающие сокращения для обозначения разрешения изображения, т.е. количества пикселей - элементов изображения. Термином 2К обозначают разрешение 2048 пикселей по горизонтали на 1080 пикселей по вертикали – 2048 х 1080. Соответственно, термин 4К обозначает разрешение 4096 х 2160, которое обеспечивает количество элементов изображения в 8 раз больше, чем в 2K.
Надо отметить, что нельзя сегодня утверждать, что проекция 4К в 8 раз лучше, чем 2К. На небольших экранах, размером до 20 метров разницу в количестве пикселей изображения обычный зритель заметить не может, так как размер этих пикселей меньше разрешающей способности человеческого глаза. Принципиальным количество пикселей становится на больших экранах, но в силу физических свойств технологии SXRD – эта технология не может обеспечить достаточную яркость изображения на больших экранах, т.е. именно там, где требуется большее разрешение изображения.

12. Можно ли использовать обычный мультимедийный видеопроектор высокого качества в системе цифрового кинопоказа?
Нет, потому что цифровой кинопроектор – это не только непосредственно высококачественная проекция изображения, которую не может обеспечить традиционный видеопроектор (по яркости, цветопередаче, контрасту и разрешению), но это и система, обеспечивающая высокую степень защиты контента от кражи. Поэтому необходимо использовать только специально созданные цифровые кинопроекторы, соответствующие стандартам цифрового кинопоказа, например, требованиям DCI.

13. Чем стандарты «Digital Cinema» отличаются от стандартов HD (High Definition)?
Во-первых, существенная разница в цветовой палитре изображения. В силу технических ограничений цветовая палитра, применяемая в HD-производстве, рассчитана на стандартные цвета телевизионных HD-приемников и HD-дисплеев. В свою очередь, цветовая палитра систем «Digital Cinema» теоретически ничем не ограничена. Именно поэтому такую цветовую палитру обозначают как XYZ (т.е. цвет может иметь любые значения по всем трем осям в диапазоне от 0 до 1).

Во-вторых, цвет в HD-цепочке передается двумя цветоразностными сигналами по системе YUV в стандарте 4:2:2, т.е. на каждые 4 отсчета по яркости приходится по 2 отсчета двух цветоразностных сигналов с квантованием 10 бит/отсчет. В системе «Digital Cinema» цвет передается в полном объеме 4:4:4 в виде трех компонентных составляющих (RGB) с глубиной цвета до 12 бит на цвет.

В-третьих, различаются количество пикселей (элементов) изображения и частота кадров.
В стандарте HD количество пикселей изображения составляет 1920 x 1080 либо 1280 х 720, а частота кадров 25,30 или 60 (I,P) кадров/в сек. В системе “Digital Cinema” количество пикселей изображения для Digital Cinema 2K составляет 2048 x 1080, частота кадров 24 либо 48 к/сек, а для Digital Cinema 4K - 4096 x 2160 и частота кадров 24 кадра/сек.

В-четвертых, в отличие от телевизионного производства, в котором доминирует стандарт компрессии MPEG, для цифровых систем кинопоказа применяется только стандарт компрессии JPEG2000.


14. Чем Цифровая кинопроекция (D-Cinema) отличается от Электронной кинопроекции (E-Cinema)?
Общепринято разделение всех видов «непленочной» кинопроекции в кинотеатре на два класса: цифровая кинопроекция (D-Cinema) и электронная кинопроекция (E-Cinema). Цифровая кинопроекция – это система высококачественной демонстрации кинофильмов, обеспечивающая максимальную защиту фильма от кражи и соответствующая требованиям DCI. Электронная кинопроекция предназначена для демонстрации незащищенного контента - рекламы, документальных фильмов и иных бизнес-применений в кинотеатре. Важно подчеркнуть, что Цифровая кинопроекция, соответствующая требованиям DCI - единственная система, одобренная ведущими мировыми киностудиями для показа художественных кинофильмов в цифровом формате.

15. Что такое DCI и спецификации DCI?
DCI – Digital Cinema Initiatives – консорциум семи ведущих голливудских киностудий, созданный для выработки единых требований киностудий Голливуда к цифровой кинопроекции. Летом 2005 года была опубликована первая версия этих требований в виде так называемых «Спецификаций DCI». Эти спецификации направлены в SMPTE как основа для разрабатываемых стандартов киноиндустрии. Последняя версия спецификации DCI v.1.1 опубликована на сайте www.dcimovies.com.

16. Что такое DCP - Digital Cinema Package («Пакет цифровой кинокопии»)?
DCP – это набор (пакет) файлов, необходимых для воспроизведения цифровой кинокопии в кинотеатре. Минимальный пакет DCP состоит из пяти файлов: файл описания контрольных сумм, файл описания содержимого пакета DCP, компрессированный и зашифрованный MXF-файл изображения фильма, MXF-файл фонограммы фильма и файл, содержащий список воспроизведения всех компонентов фильма. Пакет цифровой кинокопии (DCP) может содержать и большее количество файлов. Например, несколько файлов фонограмм и субтитров на разных языках, файл управляющих сигналов для внешних устройств, используемых во время цифровой кинодемонстрации.

17. Какой объем занимает цифровая кинокопия?
Некомпрессированное изображение полнометражного фильма с разрешением 2К занимает около 2Тб. Безусловно, такой объем информации невозможно копировать и передавать в кинотеатры. Именно поэтому при производстве цифровой кинокопии применяют компрессирование (сжатие) файлов изображения с помощью метода компрессии JPEG2000. В результате, пакет файлов (DCP) одной цифровой кинокопии фильма с разрешением 2К занимает около 160-200 Гб. Один рекламный ролик занимает около 2-4 Гб в зависимости от длины и сложности изображения. Благодаря особенностям технологии компрессии JPEG2000 размер файла с разрешением 4К всего на 5-10% превышает объем изображения с разрешением 2К.

18. Как цифровая кинокопия доставляется в кинотеатр?
Сегодня наиболее распространенным способом доставки цифровой кинокопии в кинотеатр является физическая доставка на жестком диске (HDD) курьером либо экспресс - почтой.
Доставка через спутниковые каналы связи также возможна, но учитывая достаточно большой размер файла цифровой кинокопии и необходимость обеспечения 100% доставки всех компонентов файла цифровой кинокопии в кинотеатр, применение спутниковых систем доставки целесообразно, если количество получателей цифровой кинокопии будет не менее 80 - 100 кинотеатров. При этом нужно учитывать, что самые современные системы спутниковой связи, с учетом ценовой эффективности, обеспечивают доставку цифровой кинокопии в кинотеатр посредством спутника в течение 8 - 12 часов!

19. Как обеспечивается защита фильма от кражи в системе цифрового кинопоказа?
Система цифрового кинопоказа устроена таким образом, чтобы обеспечить максимальную защиту контента во время дистрибуции, хранения и демонстрации. В настоящее время комплекс мер защиты контента в цифровой системе кинопоказа существенно выше, чем в традиционной 35-мм системе.

Во-первых, это многоуровневая система доступа – от уровня киномеханика до уровня инсталлятора.

Во-вторых, это защита всех соединений между сервером и цифровым кинопроектором (Link Encryption) – сигнал с сервера невозможно записать на какой-либо носитель; и тем более невозможно воспроизвести на обычном мультимедийном видеопроекторе. С 2007 года во всех цифровых кинотеатрах начинает использоваться система шифрования связи CineLink II, обеспечивающая постоянный динамический обмен сертификатами каждого компонента системы между собой.

В-третьих, управление правами на демонстрацию фильмов в системе цифрового кинопоказа осуществляется с помощью специального файла - KDM (Key Delivering Message), содержащего ключи и сертификаты оборудования, разрешенного к использованию для кинопоказа. Файл KDM загружается в сервер перед началом демонстрации цифровой кинокопии. Ключ – это часть системы шифрования фильма с помощью алгоритма шифрования открытым ключом. Уровень шифрования (длина ключа 128 бит) аналогичен системе, применяемой в PIN-кодах банковских карт. По оценкам криптологов, для расшифровки информации, зашифрованной с применением алгоритма шифрования открытым ключом, требуется несколько лет серьезных вычислений. Однако, в отличие, например, от банковской карты, такие сроки расшифровки кода доступа к фильму делают работу по взлому ключа бессмысленной, так как к моменту расшифровки прокат фильма будет уже давно закончен.

В-четвертых, во время цифровой кинодемонстрации на изображение и фонограмму цифровой копии наносятся специальные «водяные знаки» (watermarks), позволяющие точно установить, в каком кинотеатре и когда фильм был переснят с экрана.

В-пятых, многие студии сегодня требуют постоянного подключения системы цифрового кинопоказа к сети Internet либо к выделенной телефонной линии с модемом, не только для диагностики оборудования, но и для получения файлов-отчетов (log-файлов), описывающих все действия кинотеатра с фильмом во время хранения и цифровой кинодемонстрации.

И наконец, система цифровой кинодемонстрации предъявляет высокие требования к физической защите от доступа к компонентам системы. Все важные блоки системы закрыты в специальные контейнеры, оснащенные датчиками доступа. Например, при попытке вскрыть сервер Dolby срабатывают датчики, блокирующие работу всей системы. Для восстановления системы требуется вернуть сервер на завод-изготовитель.

20. Зачем необходим ключ воспроизведения?
Для воспроизведения цифровой кинокопии в кинотеатре недостаточно только пакета файлов с самим фильмом. Весь процесс управления правами на кинопоказ в цифровом кинотеатре определяется политикой ключей воспроизведения (KDM). Ключ разрешает демонстрацию определенного фильма, в определенный промежуток времени на определенном оборудовании в определенном кинозале. В будущем функции ключей воспроизведения будут расширяться. Ключи могут определять различную политику дистрибьютора при показе фильмов с возрастными ограничениями: например, запрещать демонстрацию кинофильма, предназначенного для взрослой аудитории в утренние часы, или, например, ограничивать число сеансов в кинотеатре и т.д.

21. Как доставляются в кинотеатр ключи воспроизведения?
В силу того, что ключ – это файл очень маленького объема, не более 10-15 Кб, его можно передать как традиционным способом (курьером либо почтой на CD/DVD диске или на USB-флэшке), так и с помощью электронной почты. Как правило, доставку ключей обеспечивают дистрибьюторы фильмов вместе с доставкой цифровой копии фильма на хард-диске.
Некоторые студии (например, Sony Pictures и Walt Disney) для доставки ключей в кинотеатры требуют прямого подключения сервера к системам доставки ключей посредством обычного модема и выделенной телефонной линии.

22. Кто генерирует ключи, разрешающие показ фильма?
Ключи генерируются, как правило, той лабораторией, где производится мастеринг цифровой кинокопии, в соответствии с указаниями дистрибьютора фильма, определяющего политику прав на показ фильма в конкретных кинотеатрах в определенный период времени проката.

23. Если в кинотеатре по различным причинам заменен сервер или цифровой кинопроектор (например, из-за поломки), нужно ли в этом случае уведомлять дистрибьютора и запрашивать новый ключ?
Да, обязательно. Так как ключ определяет конкретный серийный номер сервера и цифрового кинопроектора для демонстрации цифровой кинокопии, то в случае выхода из строя одного из компонентов системы (сервера или кинопроектора) необходимо запросить новый ключ у дистрибьютора.

24. Что такое Digital 3D?
Digital 3D – это система воспроизведения стереофильмов в цифровом кинотеатре. Безусловно, для такого рода кинодемонстраций необходимо иметь фильм, снятый либо созданный в стереоформате. Для воспроизведения стереофильма в цифровом кинотеатре необходимо иметь один стандартный цифровой проектор, сервер, поддерживающий воспроизведение цифровой копии стереофильма, и одну из систем демонстрации стереофильмов.

25. Какие системы воспроизведения фильмов в формате Digital 3D сегодня применяются в цифровых кинотеатрах? В чем их отличие друг от друга?

RealD. Наиболее широко распространена сегодня система компании RealD (более 800 кинозалов по всему миру). Принцип действия системы заключается в использовании специального электронного поляризующего фильтра, который синхронно с изображением переключает «полярность» поляризации изображений соответственно для левого и правого глаз. Для просмотра стереоизображения используются «пассивные» (т.е. не имеющие электрических компонентов) очки с соответствующими поляризационными фильтрами для каждого глаза. Преимуществом системы является возможность применения относительно недорогих очков (около 1 евро), которые зритель может забрать после сеанса с собой в качестве сувенира. Недостатком системы является необходимость замены обычного бело-матового экрана в кинотеатре на достаточно дорогой «серебряный» экран, так как эта система работает на основе принципа поляризации изображения, а также относительно высокая цена лицензии RealD (около 100 тысяч евро на 4 года). При этом нужно отметить, что из-за острой диаграммы направленности отраженного света, «серебряный» экран значительно ухудшает качество демонстрации обычных 2D фильмов. Некоторые студии (например, Universal Pictures) запрещают премьерные показы обычных 2D фильмов на «серебряных» экранах.

NuVision. Вторая система предложена компанией NuVision на основе очков с «электронными затворами» на основе LCD матриц. В этой системе работа очков синхронизирована с демонстрацией изображений для правого и левого глаз таким образом, чтобы в момент воспроизведения изображения для правого глаза левый глаз очков был «закрыт» и наоборот. Эта система не требует замены киноэкрана в кинотеатре на серебряный, но недостатком системы является достаточно высокая цена «активных» очков (около 50-60 евро за пару). Очки, выпускаемые в настоящее время, рассчитаны на 800 часов работы (т.е. около 400-500 киносеансов).

Dolby Digital Cinema 3D. Третья система воспроизведения стереофильмов была представлена компанией Dolby Laboratories в марте 2007 года. Система использует специальный спектральный фильтр, разработанный компанией Infitec. Этот фильтр в виде диска, вращающегося синхронно с изображением, помещается внутрь цифрового кинопроектора. Принцип действия основан на небольшом сдвиге спектров изображений для правого и левого глаз. Для просмотра стереоизображения также применяются специальные «пассивные» очки, оснащенные многослойными спектральными фильтрами. Преимуществами этой системы являются пассивные очки, цена за которые в ближайшие годы снизится с нынешних 50 евро до 10-15 евро за пару, а также использование обычного бело-матового экрана. К недостаткам системы можно отнести необходимость «физического» вмешательства в конструкцию кинопроектора для установки диска спектрального светофильтра. Безусловно, эта система будет работать исключительно с собственными серверами компании Dolby.

26. Сколько фильмов выходит в прокат для цифровых кинотеатров в формате Digital3D?
Что касается стереофильмов, демонстрируемых в формате Digital 3D, то, конечно, в этом формате фильмов гораздо меньше, чем для традиционного 2D цифрового кинопоказа. Но, тем не менее, уже несколько фильмов вышли в прокат в формате Digital 3D – «Цыпленок Цыпа» (Walt Disney), “Дом – монстр» (Sony Pictures), “Кошмар перед Рождеством» (Walt Disney).
В 2007 году уже вышел в прокат в формате Digital 3D фильм «В гости к Робинсонам» (Walt Disney) и до конца года планируется выпуск фильмов «Биовульф» (Warner Brothers) и «Fly Me To The Moon” (nWave). Интересно отметить, что компания DreamWorks Animation уже заявила, что, начиная с 2009 года, все анимационные фильмы этой студии будут выпускаться и в стереоформате Digital3D.
Осенью 2007 года на экраны цифровых кинотеатров выйдет фильм-концерт группы “U2», снятый в 3D формате специально для проката в цифровых стереокинотеатрах.
Российские кинематографисты тоже уже начали работу по производству 3D фильмов, и в 2008-2009 годах ожидаются первые релизы российских цифровых фильмов в формате Digital 3D.

27. Если владелец строящегося кинотеатра принял решение установить цифровой кинопроектор, нужно ли сегодня устанавливать также и традиционный 35-мм кинопроектор в киноаппаратной?
Да, нужно. Хотя это и не лучшее решение с точки зрения перспективы, но сегодня еще много кинофильмов выпускается в прокат только на 35-мм кинопленке. Тем не менее, по нашим оценкам, уже к концу 2007 года можно начать формировать репертуарную политику кинотеатра только на цифровых кинокопиях.

28. Если кинотеатр установил сервер и цифровой кинопроектор, то как быстро этот кинотеатр начнет получать цифровые кинокопии?
Обычно дистрибьюторы требуют не менее одного месяца с момента уведомления дистрибьютора об установке цифрового кинопроектора до момента получения первых цифровых кинокопий. Это связано с достаточно трудоемкой процедурой регистрации оборудования в различных базах данных дистрибьюторов и лабораторий, генерирующих ключи. В будущем кинотеатру будет необходимо только зарегистрироваться в единой базе цифровых кинотеатров, к которой будут иметь доступ все дистрибьюторы, однако сегодня кинотеатр должен самостоятельно, либо через системного интегратора цифрового оборудования, уведомлять всех дистрибьюторов, выпускающих цифровые кинокопии об установке цифрового кинопроекционного оборудования.

29. Что необходимо предусмотреть при проектировании новых кинотеатров уже сегодня?
Во-первых, необходимо предусмотреть место для установки цифрового кинопроектора и проекционное окно как для второго поста кинопроекции.

Во-вторых, необходимо предусмотреть запас по мощности вентиляции и электрических цепей в киноаппаратной.

В-третьих, учесть дополнительную нагрузку на несущие конструкции киноаппаратной, связанные с установкой дополнительного оборудования.

В-четвертых, в многозальных кинотеатрах предусмотреть помещение для установки центрального сервера кинотеатра.

И наконец, предусмотреть дополнительные кабельные каналы для прокладки локальных сетей между кинозалами и серверной кинотеатра.

30. Сколько стоит цифровой кинопроектор и сервер в России?
Компания «Невафильм» уже более года поставляет в Россию оборудование для цифровых кинотеатров. В зависимости от комплектации и мощности цифрового кинопроектора цена на цифровой кинопроектор составляет от 70 до 100 тысяч евро с учетом таможенных сборов и HДС. Цена серверов различных моделей - от 20 до 30 тысяч евро.

31. Если цена цифрового проектора почти в 4 раза выше традиционного 35-мм кинопроектора, то зачем кинотеатру нужно приобретать цифровой кинопроектор?
Во-первых, в условиях высокой конкуренции между кинотеатрами за зрителя, выигрывает тот кинотеатр, который обеспечит зрителю более высокое качество кинодемонстрации – и здесь преимущества цифровой кинопроекции бесспорны.

Во-вторых, цифровой кинопроектор может использоваться так же, как и традиционный мультимедийный видеопроектор для демонстрации видеорекламы (а это уже 20% стоимости цифрового кинопроектора).

В-третьих, цифровая кинопроекция - это новый инструмент для владельцев кинотеатров, с помощью которого можно значительно расширить возможности кинопоказа – от музыкальных кинофильмов, прямых трансляций различных событий на киноэкране, до компьютерных игр на большом экране, демонстрации стереофильмов и интерактивных фильмов.

32. Как изготовить цифровую кинокопию фильма?
Цифровая лаборатория НЕВАФИЛЬМ DIGITAL™ компании «Невафильм» оказывает полный цикл услуг по производству цифровых кинокопий, в том числе и в стереоформате Digital 3D для продюсеров и дистрибьюторов кинофильмов.

Для изготовления цифровой кинокопии фильма необходимо:

1. Архив изображений фильма по «частям» (DPX, TIFF файлы, контейнер 2080 х 1080, глубина цвета - 16 бит). Файлы изображения могут быть получены на этапе DI (Digital Intermediate) либо путем сканирования «мягкого» (low-contrast) кинопозитива.

2. 6-ти канальная некодированная и некомпрессированная фонограмма фильма (WAV файлы, 48 кГц, 24 бит)

3. Список кинотеатров, включенных в план проката фильма, и сроки проката фильма в этих кинотеатрах.

В результате, вы получаете мастер цифровой кинокопии фильма (DCDM), необходимое количество цифровых кинокопий (DCP) на хард-дисках (HDD) и комплект ключей воспроизведения для кинотеатров, согласно заявке дистрибьютора.

33. К каким изменениям в киноиндустрии приведет переход кинотеатров от 35-мм кинопроекции к цифровой?
Замена пленочного кинопроектора на цифровой приведет к фундаментальным изменениям самой сути индустрии кинопоказа. Речь идет о первом и последнем переломе в носителе кинематографа с момента его возникновения – кинопленке. Этот переход влечет за собой изменение всех бизнес-моделей, существовавших в отрасли кинопоказа, изменения во всей цепочке движения фильма от производства до демонстрации, изменение основной функции в дистрибуции кинофильма по распределению и физической доставке кинокопий. И переход этого сегмента индустрии развлечений на цифровой формат означает тотальный переход от контента на физических носителях в «файловой системе» дистрибуции контента. Речь идет о создании единого цифрового мастера фильма для различных платформ и каналов дистрибуции – кинотеатра, телевидения, интернет-сервисов, домашнего видео, мобильных устройств.
Цифровая кинопроекция - открывает безграничные возможности для создателей фильмов, для кинотеатров и, конечно, для самих кинозрителей.


Присылайте нам свои вопросы. Если ваши вопросы «общие» и интересны всем, то ответы будут появляться тут.

 
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012