Дилемма D-Cinema
Политика и экономика препятствуют революции цифрового кино


05/05 / 2003
Джордж Джарет


На NAB '02 мы, казалось, поприветствовали неминуемую революцию цифрового кино, которая была бы очень выгодна для киностудий, так как позволила бы им экономить до миллиарда долларов только на производстве фильмокопий. Потом появились DCI и их своеобразный устав, и все впало в забвенье. На ShoEast прошлой осенью все демонстраторы только и говорили, что о коммерческом потенциале электронных pre - show демонстраций.
 
Начиная с октября, понятие цифрового кино сузилось. Голливуд намеревается использовать его как свой эксклюзивный брэнд, а весь прочий цифровой киноконтент будет смешен в одну массу под названием «альтернативное» или электронное кино. С важной темы «лучше, чем 35 мм» переключилась на другой вопрос: копии; TI взбодрила своих поклонников прототипной 2К технологией, а киноиндустрия в общей массе отчаянно пыталась избежать какого бы то ни было дальнейшего вмешательства в свои избранные стратегии со стороны сектора телевещания.
 
Пришла NAB '03, которую посетили последователи 650 D - Cinema , чтобы узнать о нескольких альтернативных, пока еще не имеющих отношение к цифровому кино инициативах Microsoft , Landmark Theaters и Regal Cinemedia , и чтобы услышать, что «переход к цифровой проекции произойдет позже, чем мы думали».

* * *

Глава одной студии говорил: «Цифровое кино находится на стадии зарождения, а в настоящее время имеет место множество экспериментов. Оно остается слишком дорогим предложением для владельцев кинотеатров, поскольку разница не столь велика, чтобы тратить на это больше денег. Так почему же они должны заменять $15000 пленочные проекторы на $150000 цифровые проекторы? Кинотеатр не может позволить себе это, а зритель не может определить разницу, а я считаю, что студии должны быть честными по отношению к этому и выручить кинотеатры».
 
Этот источник, который говорит, что DCI отложили в сторону вопрос «лучше, чем 35 мм», также приводит две движущий силы цифрового кино. «Во-первых, это приобретение HD решений и поддержание высокого качества кинодемонстраций. Имея цифровые решения, необходимо посмотреть, куда это может пойти. Пленка имеет ограничения по скорости передачи кадров, цветопередаче и разрешению. У нее свои плюсы и минусы. Технологические изменения занимают много времени, чтобы проявить себя, а многие технологии полностью не уходят».

* * *

Глава Cinemedia Керт Холл осчастливил NAB проницательной мыслью. Его бизнес-модель – digital content network , которая к I кварталу следующего года побьет почти 60 рынков и установит концепцию цифровых pre - show демонстраций, - включает элементы коммуникационной сети, кабельной системы и вещательной сети.
 
По его словам, система имеет успех, особенно при использовании кинотеатров для демонстрации музыкальных, спортивных и других событий в свободные от показов фильмов часы работы. Но что бы Cinemedia не сделали, это заведомо будет предательством по отношению к DCI .
 
«Сейчас у потребителей нет каких-либо значимых оснований, чтобы платить за цифровую проекцию больше, чем за 35 мм», - говорит Холл. «По моему мнению, необходимо несколько лет проведения испытаний, перед тем как широкомасштабная цифровая дистрибуция художественных фильмов станет реальностью. Оптимистичные временные сроки исходят от производителей, стремящихся создавать новые серии продуктов, и сервис-компаний, стремящихся открывать для себя новые сферы деятельности».
 
Холл будет проявлять настойчивость, укрепляя свою бизнес-модель, однако он считает множество несовместимых стандартов настоящей угрозой самому существованию цифрового кино.
 
«Мы очень осторожны в том, чтобы не уйти слишком далеко по сравнению с DCI », - говорит он. «Революция цифрового кино должна двигаться силами студий через DCI , в сотрудничестве и при поддержке демонстраторов».
 
Джон Фитиан, президент NATO , представляет 5000 кинотеатров в США и еще 200 кинотеатров в 40 прочих странах. Он считает цифровое кино важнейшим явлением с момента появления звука в кино и говорит, что владельцы кинотеатров не так сильно настроены против цифрового кино, поскольку заинтересованы в том, чтобы оно развивалось в режиме строгой стандартизации.
 
Фитиан проводит четкое разграничение между цифровым кино и «прочими цифровыми вещами», одним из примеров которых является заключенная позже сделка Landmark Theaters c Microsoft . Члены NATO хотят открытого, способного к взаимодействию и действующего во всем мире стандарта и вверяют DCI свои спецификации, чтобы в конце этого года DCI передали их SMPTE . А пока SMPTE вводят платформу DCI  в процесс своей работы, ITU ( International Telecommunication Union ) будет вовлечен в разработку стандартов для «прочего» цифрового материала.
 
Относительно вопроса качества Фитиан говорит, что владельцам кинотеатров не нужно качество, такое же хорошее, как качество пленки: качество цифрового кино должно превосходить качество 35 мм. Но он предоставляет право технологам решать, касается это позитива или негатива. Он задал всем сложный математический вопрос – что выбрать? Купить за $20000 35 мм проекторы со сроком службы 20-30 лет, либо электронные кинопроекторы за $12000 со сроком службы 3 года?
 
«Вам решать», - сказал он. «Студии сэкономят $800-1 млн. на производстве копий, поэтому они хорошо понимают, что должны финансировать революцию цифрового кино».
 
Это означает, что Фитиан настроен оптимистично. Он сказал, что к концу года можно ожидать появления в виде наброска бизнес-плана цифрового кино. «Все будет готово к переходу, которому предшествовали многие годы совместного существования 35 мм и цифрового кино. Есть два варианта – либо DCI работают, либо процесс затормаживается. Есть люди, которые отчаянно желают последнего, поскольку хотят предлагать неорганизованный формат», - добавляет он.

* * *

У Барри Рибо, председателя новой организации демонстраторов Emerging Pictures , было не радостное для сторонников цифрового кино сообщение. «Я был первым, кто привнес HDTV в Америку (в 1987 г.), и я прошел через так много этих «Это скоро произойдет!» моментов цифрового кино», - говорит он. «Честно говоря, больше всего я боюсь того, что это будут бесконечные дебаты, какими были дебаты по HDTV . Они утонут во множестве технических обсуждений и окончательно будут поглощены политической агендой, которая ничего не может поделать с кинозрителем, платящим $8, чтобы посидеть в кинотеатре и получить массу удовольствия».
 
У Рибо и его партнеров Джовани Кози и Айры Дотчмэна есть бизнес-план, обозначенный “ D - Cinema ”, но это только расстраивает терминологическую полицию.
 
«Я всегда думал, что это было цифровое кино, но люди говорили мне: «Нет, нет и нет. Это не может быть цифровым кино, потому что цифровое кино - из Голливуда». Люди понимали, что наши интересы лежат в области независимого международного кино. Вот для чего, по нашему мнению, имеется благоприятная возможность на рынке. Я был поражен, когда мне говорили: «Нет, Барри. Ты не в кинобизнесе, ты в бизнесе альтернативного контента». Я сердился, но потом кто-то сказал, что это не обязательно плохо, потому что альтернативный контент – это что угодно, но не Голливуд», - говорит он.
 
«Пусть люди наслаждаются качеством систем, которые более чем подходят для 25-футовых киноэкранов в кинозале на 300 мест. Люди будут смотреть контент, поскольку они поглощены им. Поэтому, если вы можете предложить им высококачественную демонстрацию, или, что даже более важно, предоставите им доступ к контенту, о котором они могли только лишь читать, то они не будут сидеть в зале и считать пиксели», - добавляет он.
 
Многие из ранних дискуссий Emerging Pictures прошли с международными комиссиями по кино. «Дюжины прекрасных фильмов выпускаются в Великобритании, Австралии и в прочих странах Европы и Азии, однако все труднее и труднее становиться распространять их должным образом в Америке», - говорит Рэбо. «И без использования новых технологий, мы определенно не будем иметь успеха».
 
Он не считает серьезной проблему того, кто, в конечном счете, будет платить за сами проекторы. «В некотором отношении, существуют предпринимательские методы, чтобы решить это – но это подходит не для всех киноэкранов Америки», - говорит он. «Технологии - это как политическая, так и экономическая сделка, и здесь проявляется один из самых сложных аспектов новых тенденций. Вы всегда знаете, что через 18 месяцев технология будет гораздо дешевле».

 

Пути реализации цифрового кино
Ян Блэр

Во избежание смятения и хаоса, которые, в плане стандартов новой цифровой технологии, замучили телеиндустрию в production и в дистрибуции, Лаборатория цифрового кино в Entertainment Techno logy Center ( ETC ) USC была недавно названа DCI официальным местом проведения тестирования технологий цифрового кино.
 
«Цифровое кино можно определить как последние три блока процесса фильмопроизводства», - отмечает исполнительный директор и CEO ETC Чарльз С. Шварц. «То есть, это мастеринг, дистрибуция и демонстрация. А цель – узнать, способна ли цифровая технология дать аудитории качество, превосходящее качество фильмокопий третьего поколения, и быть выгодной для дистрибьюторов и демонстраторов с точки зрения экономии средств, лучшей защиты от пиратства и сохранения оригинального качества (цвета, контраста и замысла фильмопроизводителей)». Он добавил, что цифровые файлы обеспечат демонстраторов «гораздо большей гибкостью. Они смогут показывать версии фильмов на разных языках. Будет упрощен процесс демонстрации популярных фильмов на множестве киноэкранов и пр.»
 
Для достижения этих целей ETC исследует ряд важных вопросов. «Первое – как определить, на каком уровне находится качество?», - говорит Шварц. «Нам нужен стандарт цифрового кино, который был бы соизмеримым и дополняемым. Второе, и решающее, - во всей индустрии должен быть единственный стандарт. Посмотрите на неразбериху на телевидение с D 1, D 2 и т. д.» Он добавил, что подобное уже происходит в области цифрового звука в кино.
 
«В кинотеатре имеются три несовместимых цифровых формата, что сводит с ума. Поэтому, в интересах каждого создать и принять стандарт, как все приняли 35 мм – единый мировой стандарт».
 
Естественно, такой стандарт обходится недешево. «Вопрос цены все еще нужно решать», - говорит Шварц. Мы остаемся на ранних стадиях, а сейчас это слишком дорого. Все проекторы, серверы и прочие компоненты кинотеатра должны снизится в цене. Сейчас очень дорого и требует много времени осуществлять развертку с высоким разрешением 35 мм или 16 мм фильмов, или хранить оригинальные копии. Все это должно измениться».
 
Так, как скоро цифровое кино станет реальностью? «Я думаю, если вы загляните на 5 лет вперед, то произойдет сильный рост в плане перехода к цифровым кинотеатрам и цифровым релизам», - прогнозирует он. «Думаю, индустрия в целом согласна с тем, что это реалистичный временной промежуток. Произойдет ли это раньше? Еще один большой вопрос. Тем не менее, к концу этого года DCI выпустят минимум своих спецификаций по демонстрации, и это будет огромным продвижением, поскольку означает, что у всех производителей будет то, на что надо ориентироваться. Они будут знать, что хотят покупать студии, и могут теперь тратить свою энергию на производство самых лучших продуктов, конкурирующих в качестве и цене, вместо конкуренции на базе несовместимых стандартов».
 

 
© По материалам:
http://www.filmandvideomagazine.com/2003/05_may/features/digital_cinema.htm
При перепечатке ссылка на источник обязательна
© Перевод, Невафильм, 2003
 

 
     
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012