Новая голливудская love-story: Цифровое Кино
Новая голливудская love-story: Цифровое Кино
13.07.2004
Стив Д. Джонс
A Dow Jones Newswires Column
In The Money


В Голливуде оперируют миллиардами, однако киностудии, кинодистрибьюторы и сети кинотеатров смогут получить деньги только тогда, когда найдут способ, как поделить награду и риски, связанные с её получением.

Таковы перспективы и проблемы цифрового кино - проекционной технологии, использующей силиконовые чипы для обработки и проецирования изображения кинотеатрального качества. Цифровая проекция, появившаяся в 1999г., сейчас конкурирует с пленочной проекцией и, по словам инженеров и представителей киноиндустрии, может скоро превзойти её, а в процессе и исключить необходимость в выпуске фильмокопий для удовлетворения потребностей 33000 киноэкранов (США).

Киностудии ежегодно тратят $750 млн. на производство фильмокопий для американских кинотеатров, плюс ещё $1,25 млрд. для кинотеатров по всему миру. Дистрибуция фильмов в виде компрессированных файлов по оптоволоконным линиям или через спутник может сократить эту сумму на половину, и Голливуд решился перейти на цифровое кино.

«Если все будет хорошо, существенные перемены произойдут в 2005г.», - говорит Чарльз Шварц, исполнительный директор Центра Развлекательных Технологий Университета Южной Калифорнии, который стал местом официального проведения испытаний технологий цифрового кино и разработки стандартов.

Студии ведут совместную работу, чтобы избежать неразберихи со стандартами, что может помешать экономии, которую предлагает цифровое кино. Например, появление в 1990г. трех конкурирующих между собой форматов цифрового звука вынудило студий тратить дополнительные средства на нанесение на фильмокопии всех трех звуковых дорожек, иначе они могли бы потерять аудиторию.

«Студии на своем опыте узнали, что это такое, и они не хотят этого снова», - говорит Чак Голдуотер, глава Digital Cinema Initiative LLC, объединения, образованного в 2002г. семью голливудскими киностудиями, среди которых Walt Disney Co. (DIS), 20th Century Fox (подразделение News Corp. (NWS)), и Warner Bros. Studio (подразделение Time Warner Inc. (TWX)).

Работая с производителями и операторами кинотеатров, в этом месяце DCI опубликовали четвертую версию стандартов цифрового кино, охватывающих всё - начиная от форматов файлов и заканчивая разрешения изображения и спецификаций проекции. Голдуотер рассчитывает представить финальную версию к сентябрю, после чего Society of Motion Picture and Television Engineers (SMPTE) должно будет принять её как официальный стандарт.

Стандарт будет касаться проекционной системы Digital Light Processing, созданной Texas Instruments Inc. Сегодня эта система функционирует более чем в 240 кинотеатрах. Стандарт также затрагивает новую проекционную технологию, представленную этой весной компанией Sony, которая будет выпущена на рынок этой осенью.

Установка одной такой системы в среднем оценивается в $100 000.

Владельцы кинотеатров не собираются нести такие расходы в одиночку, поскольку основную выгоду от введения цифровых технологий получат киностудии. Поэтому Голдуотер говорит, что DCI работают над бизнес-моделью, согласно которой «вклады будут пропорциональны выгодам», получаемым каждым сектором от внедрения новой технологии.

Конкуренция и антимонопольные интересы требуют, чтобы студии работали на почтительном расстоянии, но «роль DCI не заключается в проведении переговоров от лица наших членов», - говорит Голдуотер. Вместо этого он надеется создать «бизнес-модель для внедрения в жизнь цифрового кино», которую студии, дистрибьюторы и владельцы кинотеатров смогут применять при ведении прямых переговоров.

Источники, близкие к дискуссии, говорят, что такая бизнес-модель будет использовать главным образом сбережения, сделанные киностудиями, для возмещения долга по финансированию установки цифровых проекторов в стране. Финансовая группа под управлением J.P. Morgan Chase & Co. готова вложить $3 млрд. в рассчитанную на пять лет программу конверсии, которая могла бы начаться в конце 2005г. За первые 12 месяцев планируется переоборудовать 1000 кинозалов, к концу 2006г. в месяц будут обновляться сотни кинотеатров.

Представитель J.P. Morgan сообщил, что банк не стал комментировать переговоры с DCI.

Цифровая доставка контента в 33000 кинозалов откроет канал в локальные кинотеатры для национальных рекламодателей. Владельцы кинотеатров также смогут проводить прямые трансляции различных мероприятий (концертов, спортивных соревнований), что может стать новым источником прибыли.

В прошлом году компания Regal создала сеть цифровых кинотеатров, объединяющую 1500 из 6000 её кинозалов. Качество проекции, которую обеспечивают проекторы, используемые этой сетью, уступает качеству DLP Cinema проекторов, но они и стоят дешевле.

Компания Regal создала 20-минутный рекламно-развлекательный фильм «The 20», который показывают перед основными показами фильмов. На 85% «The 20» состоит из рекламы национальных рекламодателей, и на 15% - из местной рекламы, говорит Кёртис Холл, один из управляющих Regal Entertainment Group, и глава Regal CineMedia, что является противоположностью рекламных миксов, которые кинотеатры могли продавать, предлагая рекламу на кинопленку и слайдах.

В прошлом месяце Regal использовала сеть для прямой трансляции концерта рок-группы Phish на 100 киноэкранах в 51 кинотеатре. На шоу в кинотеатры Regal пришло 30000 поклонников, для сравнения в марте концерт Принца посетили 20000.

«В цифровом мире, помимо демонстрации фильмов, гораздо больше возможностей использовать кинотеатры», - говорит Холл. Он приветствует DCI и говорит, что сэкономленные на дистрибуции средства студии смогут вложить в инвестирование новых фильмов и маркетинг, что благоприятно для всех в этом бизнесе. «Однако некоторый аспект контроля за проекторами должен оставаться за демонстраторами», - говорит Холл.

Да и сам проектор может представлять собой проблему. Пленочные кинопроекторы известны своей надёжностью, они часто переживают даже здания кинотеатров. За минимумом исключений, зрители во всем мире видят изображение одинакового качества. Но цифровые проекторы, обеспечивающие 4К разрешение, могут затмить 2К проекторы и т. д.

«Владельцы кинотеатров никогда не соревновались за технологии», - говорит Холл. Даже если студии будут давать проекторы кинотеатрам в лизинг и обновлять их по мере появления новых технологий, «кто будет нести риск по возмещению остаточной стоимости» оборудования, спрашивает Холл.

С таким количеством неизвестных может показаться, что цифровое кино чуть больше, чем просто план, набросок. Но за последнее время индустрия сильно изменилась. Мультиплексные кинотеатры захватили страну менее чем за 10 лет. Цифровой звук затмил аналоговый спустя три года. Фильмы на DVD смели с полок видеокассеты менее чем за 18 месяцев.

«Наступит время, когда на смену цифровому кино придет что-то другое », - говорит Дуг Дарроу, управляющий подразделением цифрового кино Texas Instruments. «Такое и раньше случалось в этой индустрии».






© По материалам: http://sg.biz.yahoo.com/040712/15/3lnil.html
При перепечатке ссылка на источник обязательна
© Перевод, Невафильм, 2004
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012