Цифровое кино – впереди трудный путь

05/ 2003
Michael Karagosian
Президент MKPE Consulting и консультант по цифровому кино NATO

Сейчас уже 2003г., а в прессе вы прочтете, что цифровое кино все еще выжидает лучших времен, чтобы прийти в ваши кинотеатры. Согласно последней информации от WHM Cinema Consulting , сегодня цифровое кино можно посмотреть на 156 киноэкранах – это только 0,1% от 150000 киноэкранов, существующих в мире. Несильный прорыв, но это в некой степени преднамеренно.

Кинотеатры, где установлены системы цифрового кино – это скорее «места проведения эксперимента» ( test sites ), нежели начало настоящего развертывания цифрового кино. Разумеется, масштабное распространение, в конце концов, произойдет, но оно могло бы произойти несколько лет назад. Так почему же цифровому кино требуется так много времени для своего распространения?

Ответ на этот простой вопрос сложен. Давайте рассмотрим три составляющие цифрового кино: цифровую, кинотеатральную и деловую

Начнем с цифровой составляющей.
 
Что касается цифровых систем, то здесь одной из основных проблем является проблема способности интердействовать ( interoperability ) . I nteroperability означает, что когда кто-то посылает вам ряд битов, ваше оборудование понимает их и выполняет правильные действия, например, позволяет вам читать текстовый документ, слушать цифровую музыку или смотреть цифровое видео. На пути цифрового сигнала множество ступеней, требующих interoperability : способ, которым цифровой контент «сворачивается» или «пакетируется» при отправке дистрибьютором, непосредственно форматы файлов, дистрибуция паролей доступа, процессы расшифровки и декомпрессирования, и контрольная информация, которая сопровождает изображение и звук для проекторов и звуковых процессоров. Любые изменения в любом из этих моментов создают новые преобразования в конечном продукте, которые будут иметь негативное влияние на interoperability . Другими словами, существует множество возможностей неправильной интерпретации дата-битов, посланных дистрибьютором.

Сегодня существуют четыре системы, требующие четырех различных процессов мастеринга для гарантии того, что цифровой фильм сможет быть воспроизведен любой из систем. Данную ситуацию можно сравнить с наличием дома четырех разных телевизоров для большей уверенности в том, что, по крайней мере, один из них покажет то шоу, которое вы хотите посмотреть. Понятно, что высокие подготовительные расходы могут стать препятствием релизу цифровых фильмов для каждой из четырех систем - не неожиданное следствие неинтердейственных систем. Однако напомним, что мы принимаем эти кинотеатры за test sites, и это нормально, что они не способны к полному интердействию, до тех пор, пока мы не позволим ситуации разрастаться. Невзирая на проблемы интердействия, test sites оказались очень полезными для студий, дистрибьюторов, демонстраторов и производителей оборудования в качестве мест, где можно изучать практические вопросы цифрового кино.

Перейдем к кинотеатральной составляющей. Те, кому выдался случай увидеть цифровое кино в действии, часто полны впечатлений от просмотра. В зависимости от того, где человек сидит в кинозале, цифровая проекция может выглядеть как обычный фильм. Для некоторых она будет казаться лучше, чем фильм. Те, кто принимал участие в специализированных показах, могли непосредственно сравнить цифровую проекцию и фильм, лучше понять различия между ними, а они, безусловно, существуют. Поэтому, не все соглашаются с тем, что качество цифровой проекции сегодня достаточно хорошо, чтобы заменить фильм. Демонстраторы спорят, что ее качество должно быть значительно лучше качества фильма.

Вопрос, что является приемлемым качеством для цифровой проекции, некоторое время был предметом дебатов. Видимость пикселей и слегка затемненные детали – это одни из самых легко распознаваемых нетренированным глазом недостатков. На видимость пикселей оказывают воздействие ряд факторов, включая проекционную технологию, пространственную частоту пикселей и место расположения зрителя. Две часто сравниваемые проекционные технологии – DLP от Texas Instruments и D - ILA от JVC – дают очень разные результаты с точки зрения видимости пикселей. Другим фактором, влияющим на восприятие качества проекции, является острота зрения. Речь здесь идет о замечании линий, видимых под определенным градусом угла зрения. Острота зрения объясняет, почему важно место расположения зрителя в зале. Например, HDTV создано для просмотра на расстоянии, по крайней мере, равном трем высотам изображения (для достижения оптимального восприятия). Для достижения той же остроты зрения на расстоянии одной высоты картинки – что зачастую встречается в кинотеатрах – необходимо разрешение более чем в два раза превышающее разрешение HDTV .
Другие вещи, как, например, цветовой спектр, также воздействуют на восприятие проекции в кинотеатре. По сравнению с HDTV фильм имеет более широкий цветовой спектр. Цветовой спектр часто поясняется с помощью хроматической схемы CIE (Рисунок 1).

На рисунке самое большое «кольцо» отображает человеческую зрительную систему ( Human Visual System - HVS ). Можно увидеть различия в цветовом спектре между HVS и HDTV ( Rec 709), фильмом, проекцией DLP Cinema ( DMD ) и теоретическим лазерным проектором будущего, основанным на технологии от Silicon Light Machines ( SLM ).

Контраст и яркость

изображения также значительно влияют на наше восприятие качества проекции. Контраст легче всего воспринимать, если смотреть на затемненные детали. Он также влияет на наше восприятие разрешения. Достичь контраста глубоко темных и частично затемненных детали сложно с помощью электронной проекции. К счастью, если эти вещи представляют собой трудность, то они могут быть решены. Возникнут различия во мнениях относительно того, как скоро будет найдено приемлемое решение, но никто не станет отрицать, что за последние годы здесь произошли существенные сдвиги.

Теперь мы подходим к бизнес-составляющей. Разумеется, самым важным моментом здесь является стоимость. Даже если бы были разрешены цифровая и кинотеатральная составляющие нашего уравнения, стоимость осталась бы главным препятствием. Системы цифровой проекции могут стоить в пять раз больше обычных систем. Стоимость – это проблема для тех, кто надеется, что цены на билеты в цифровых кинотеатрах будут такими, какие они есть сегодня.

Конечно, появится экономия. Дистрибьюторы, перейдя к электронной дистрибуции, сэкономят на фильмокопиях, что смогло бы принести $800 млн. ежегодно не понесенных расходов. Из высокой стоимости оборудования и экономной электронной дистрибуции следует, что требуется обсуждение условий ведения бизнеса. На кинорынке США проводниками для таких обсуждений выступают NATO и DCI . На ShoWest этого года было объявлено, что этими двумя организациями положена законная основа для ведения деловых переговоров.

Таким образом, впервые начали происходить сдвиги на всех трех фронтах: цифровом, кинотеатральном и деловом. Мы с уверенностью можем сказать, что, несмотря трудности, цифровое кино продолжает поступательное движение вперед, и со временем желаемый результат будет достигнут.

© По материалам Digital Cinema Report #11
www.digitalcinemareport.com
При перепечатке ссылка на источник обязательна
© Перевод, Невафильм, 2003

 
     
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012