Цифровое кино в мировых масштабах
Цифровое кино в мировых масштабах
23.08.2007
Ник Дагер
Digital Cinema Report


С самого начала идея цифрового кино обещала связать мировое киносообщество путями, которые мы сегодня лишь начинаем узнавать.

В августе 2007 года в The New York Times сообщалось, что голливудские киностудии начинают продюсировать индийские мюзиклы - в Индии, с индийскими артистами, для индийских зрителей. Среди первых таких проектов - фильм Saawariya («Возлюбленная»). Фильм снимается в Индии, режиссер и актеры – индусы.

Этот фильм продюсирует Sony Pictures Entertainment. Если ты не можешь победить их, присоединись к ним – такова политика. По информации The New York Times, $19 из каждых $20, потраченных на покупку билетов в индийских кинотеатрах, приходится на фильмы местного производства, и голливудским фильмам не удается привлечь широкую индийскую аудиторию. «Человек-Паук 3» стал самым успешным голливудским фильмом в истории Индии, собравшим $17 млн., но эта цифра бледнеет на фоне $2-миллиардных кассовых сборов, полученных в Индии в прошлом году. По некоторым оценкам к 2011 году эта сумма удвоится.

И другие киностудии планируют последовать примеру Sony. Возможность производства фильмов в Индии рассматривает Paramount, а Walt Disney совместно с Yash Raj Films работает над анимационным фильмом Roadside Romeo («Уличный Ромео»), который выйдет летом 2008 года. Warner Brothers разрабатывает два индийских проекта и имеет в планах другие.

Нужно отметить, что Голливудским киностудиям, пришедшим на индийский рынок, придется смириться с приходом цифрового кино, и с тем, что временные сроки здесь строго совпадают. Возможно, но нет сомнений в том, что цифровое кино «подзарядило» международный кинобизнес и компании, финансирующие его. Никто не понимает это лучше, чем Голливуд, и этот приход в Индию – лишь один шаг в поддержании его конкурентного преимущества.

А распространение цифрового кино происходит, возможно, быстрее, чем предсказывали многие.

Hollywood Reporter пишет, что через 4 года число цифровых кинозалов в США может превысить число традиционных кинозалов. В статье цитируется Трэвис Рейд, председатель Digital Cinema Implementation Partners, по оценкам которого к 2010 году минимум 75% из 14000 кинозалов, входящих в его организацию, перейдут на цифровой формат.

Лично я считаю, что широкое распространение цифрового кино в масштабах всей киноиндустрии займет более длительный период. Я больше согласен с Джоном Фитианом, президентом National Association of Theatre Owners, который говорит, что этот процесс займет 5-10 лет.

Одна из насущных проблем перехода на мировом уровне - это пиратство. Эта проблема проявила себя в Чехии, где украденные копии нового фильма «Симпсоны в Кино» продавались в Интернете спустя несколько часов после премьеры. По информации Czech Business Weekly, фильм был записан с помощью видео камеры в местном кинотеатре в день премьерного показа.

В статье сообщается, что, несмотря на рост пиратства в Европе, впервые голливудский фильм был украден буквально в день премьеры. Представитель некоммерческой организации Czech Anti-Piracy Union сообщил, что пиратство в стране растет. В 2004 году нелегальный оборот чешского кинорынка составлял около 28%, а в этом году он вырос до более 40%.

Киноиндустрия Чехии борется с пиратством вместе с правительством. Любопытно, что Czech Business Weekly опубликовал статью на сайте одного из самых популярных в Европе сайтов, предлагающих нелегально скачивать фильмы.

Тем не менее, несмотря на риски, и голливудские студии и крупные сети кинотеатров понимают, что посещаемость в США не растет быстрыми темпами, и обе стороны продолжат использовать международные возможности, которые предлагает цифровое кино.

Одной из возможностей для кинотеатров является альтернативный контент. Хороший пример показан в статье New York Times. Metropolitan Opera возобновила контракт с National CineMedia и планирует расширить репертуар кинотеатральных трансляций в HD в новом сезоне 2007-2008гг., включив в список кинотеатры разных стран мира.

В статье говорится, что в этом году Met представит 8 опер более чем в 700 кинозалах мира. Среди них более 300 кинозалов в США (сначала их было 113).

«В кинотеатральной индустрии это одно из самых нашумевших событий прошлого сезона», - говорит Питер Гелб, генеральный директор Met. «Впервые альтернативный контент по настоящему владеет зрителем. По сообщениям канадской сети кинотеатров Cineplex, успешные показы оперы оказали положительный эффект на прибыть сети».

В статье говорится, что сеть Cineplex планирует открыть в Канаде ещё 40 кинозалов, доведя общее число до100. Такие кинозалы также открываются в Германии, Великобритании, Австралии, Нидерландах и Дании. Идут переговоры с Францией и Италией.

По словам Гелба, если одну трансляцию оперы из Metropolitan Opera смотрят в кинотеатрах 100000 зрителей со всего мира, это значит, что «больше людей платит за то, чтобы смотреть такого рода программы в кинотеатрах, нежели покупать DVD или CD». Он отметил, что продажи абонементов в Met выросли на 10%. Альтернативный контент не является конкурентом его бизнесу, он помогает продвигать его.

Перевод Невафильм DIGITAL
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012