Когда прекратится пленочная дистрибьюция. Статья Michael Karagosian, президента MKPE Consulting LLC
Когда прекратится пленочная дистрибьюция. Статья Michael Karagosian, президента MKPE Consulting LLC

16.03.2011


Michael Karagosian президент MKPE Consulting LLC

Кинопоказчики имеют полное право беспокоится о тех временах, когда заниматься пленочной дистрибьюцией фильмов будет неэкономично. Существует несколько факторов, которые повлияют на решение о прекращении пленочной дистрибьюции, и, вероятно, ни один из них не будет доминирующим. В этой статье рассматриваются некоторые моменты, влияющие на это решение.

Цифровые кинозалы открываются сегодня в США с большой скоростью, что во многом мотивировано темпом, заданным партнерством Digital Cinema Implementation Partnership. Предполагая отсутствие сложности в поиске необходимого финансирования, к 2013 году только одно DCIP откроет примерно 16 000 цифровых кинозалов. К началу 2011 года в США действовало 14 500 цифровых кинозалов, из которых примерно 5 300 принадлежат DCIP. Если одно только DCIP продолжит модернизацию кинозалов, к 2013 году в США будет примерно 25 200 цифровых кинозалов.

Скорость открытия цифровых кинозалов не DCIP немного сложнее определить. Жонглируя цифрами, в 2010 году было модернизировано примерно 1 800 «не-DCIP» кинозалов, большая часть из которых, если не все, финансировались путем выплаты VPF. Если предположить, что такой темп сохраниться, к концу 2012 года появится ещё 3 600 кинозалов. График показывает динамику открытия цифровых кинозалов в 2010 году для разных категорий кинозалов.

Если в остальных странах мира темпы открытия цифровых кинозалов мотивировались 3D-технологией, то в США этот процесс определенно мотивирован VPF-финансированием. По мере того, как сроки VPF-соглашений проектов открытия цифровых кинозалов в США будут истекать, темп установки цифрового оборудования в США значительно снизится. Заглядывая вперед, сроки большинства таких заключенных соглашений по открытию цифровых кинозалов заканчиваются в 2012 году. К примеру, второй этап проекта Cinedigm заканчивается в октябре 2012 года. Таким образом, оценочная цифра появления ещё 3 600 «не-DCIP» кинозалов к концу этого срока может быть завышенной.

Этот анализ дает нам представление о том, как, скорее всего, будет происходить процесс открытия цифровых кинозалов в США. Поскольку сроки VPF-соглашений для проектов закончатся, и DCIP завершит свой проект, в США к 2013 году будет около 28 800 цифровых кинозалов. Предполагая, что в США всего 39 000 кинозалов, это означает, что около 74% из них будут цифровыми. Вслед за истечением сроков VPF-соглашений, темп роста цифровых кинозалов значительно сократится, а стимулом к модернизации оставшихся кинозалов будет конкуренция на рынке и надвигающееся вероятность прекращения пленочной дистрибьюции.

Для многих наблюдателей 74%-ная доля переведенных на цифровой формат кинотеатров может показаться до некоторой степени достаточной, чтобы отказаться от пленки. Но рассмотрим это более детально.

Размер платежей за виртуальные фильмокопии определяется так: из расходов на пленочную дистрибьюцию вычитаются расходы на цифровую дистрибьюцию. Дистрибьютор, который платит VPF и за цифровой букинг сталкивается с общими издержками, которые эквивалентны издержкам на пленочную дистрибьюцию. Другими словами, если платятся VPF, то расходы на дистрибьюцию пленочных копий не больше, чем расходы на дистрибьюцию цифровых копий.

До тех пор пока кинозал производит больше прибыли, чем составляют расходы на дистрибьюцию продукта в кинозал, не имеет большого смысла рано отказываться от пленки. Конечно, есть факторы, которые повлияют на это, такие как неизбежное повышение стоимости самой пленки.

Говоря о долгосрочной перспективе, поскольку прекратиться обязательство платить VPF, расходы на цифровую дистрибьюцию существенно снизятся. При наличии большого количества цифровых кинозалов, и ещё больший разрыв между издержками цифровой и пленочной дистрибьюции, вероятность отказа от пленки возрастет. Если 74% кинозалов, переведенных на цифровой формат, - это нижний предел переломного момента, то прекращение VPF-платежей – это верхний предел. Между 2013 и, скажем, 2020 годами наступит мрачный период отказа от пленки.

Оставляю читателю возможность бросить дротик в США. Мой дротик попадает близко к концу этой шкалы, скажем, в 2018 год или позже.

Отказ от пленки в других странах мира – тема для обсуждения в каждой из них, и зависит от ряда факторов, включая такой факторы как использование англоязычных фильмокопий, применение VPF-моделей и предоставление государственных субсидий.

Именно дистрибьюторы пострадают от смешанных установок. По моему мнению студии продолжат работать с VPF, по крайней мере, в Европе, дольше, чем в США.

Невафильм DIGITAL
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012