Экономические аспекты цифрового кино  
      “Голливуд может ждать – почему Европа “ E ” в E - Cinema ”  
      
      Patrick von Sychowski  
      Главный Аналитик t , Screen Digest  
       D - Cinema и E - Cinema – это две разные, но связанные друг с другом вещи.  
      Начнем с D - Cinema . Если давать краткую характеристику D - Cinema , то можно сказать, что D - Cinema – это процесс замены 35мм-ых проекторов, которые используются сегодня в кинотеатрах для демонстрации фильмов, на цифровые проекторы для демонстрации тех же фильмов в мультиплексах. Это переход от одного способа демонстрации к другому.  
     
     
      D - cinema  = DLP Cinema  
      Технология Texas Instruments  
      Barco, Christie, NEC (DPI)  
      Full RGB color, 24 fps  
      > 1500:1`contrast ratio  
      > 10,000 lumens (13-16 ftl)  
      > $100'000 each  
     
      JVC – D-ILA  
      Sony – GLV  
     
     
      D - Cinema сегодня эквивалентно DLP Cinema . DLP Cinema – это технология Texas Instruments , которая основана на отражении света от панелей, на которых расположены микрозеркала. Проекторы производятся тремя компаниями Barco , Christie , NEC ( DPI ). Они обеспечивают скорость в 24 к/сек и проекцию фильма с цветопередачей RGB color (красный, зеленый, голубой), контраст изображения – >1500:1, яркость изображения - >10000 lumens (13-16 ftl ). Единственный недостаток этих проекторов в том, что они очень дорогие. Один подобный проектор стоит более 100000 долларов или евро, т.е. в 3-4 раза дороже 35мм проекторов.  
     
      Сегодня я хотел бы отметить две технологии D - Cinema . Первая – это D - ILA  от JVC . Вторая – технология будущего от Sony – GLV , в которой в качестве источника света используются лазеры.  
     
     
      ----------  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
      Digital Cinema сегодня  
      
        Digital Cinema deploying – TI technology  
        132 D-screens / 120 sites WW (11/02)  
        60 films released in DLP Cinema network  
        Technicolor, Boeing & Kodak involved  
        Search for standards (SMPTE, ITU, EDCF)  
     
      Summer 2002 – “Star Wars 2” and DCI  
     
     
      В настоящее время в мире насчитывается более 130 цифровых экранов. Это означает, что ими оснащен только 1% всех кинотеатров. На этих экранах было показано более 50 цифровых фильмов, с момента выхода цифровой версии « Star Wars » в июне 1999г. D - Cinema имеет поддержку в лице крупнейших компаний. Наиболее значимые из них: Kodak , Boeing , и Technicolor DC . Также нужно отметить, что в D - Cinema не существует единого универсального стандарта.  
     
     
      ---------  
     
     
      Digital Cinema growth – 2002 +82  
      ----------  
      
      Star Wars. Episode II  
     
      55 new screens, 45 one month before release  
      Played on 105 screens  
      Released in 18 countries  
      4 server solutions deployed  
      Delivered via DVD-R, HD, Satellite  
      New m15 DLP Cinema™ projectors (Barco, Christie)  
      1 st use of CineLink™ (Projector to server security)  
     
     
      Большой рывок в мире D - Cinema был сделан летом 2002г., когда на экраны вышел фильм “ Star Wars – Episode 2”. Это привело к массовому увеличению количества цифровых экранов, стали использоваться новые технологии. Причем переход на новые технологии осуществлялся буквально в последние минуты. Д. Лукас заявил: «Я сделал этот фильм цифровым, и я хочу, чтобы его показывали на цифровых экранах». Многие так и сделали. Цифровые экраны стали очень популярны.  
     
     
      ---------  
      
     
     
      Так где же сосредоточено наибольшее количество цифровых экранов? Неудивительно, что в Америке. На втором месте – Азия, на третьем – Европа.  
          
              Кто использует  Digital Cinema 11/2002  
      
      Взглянем на тех, кто занимается оснащением кинотеатров цифровыми проекторами. Это могут быть как сами владельцы кинотеатров, так и крупные компании. В частности, в направлении D - Cinema строят свою деятельность такие компании, как Technicolor DC , Boeing , TeleImage (Бразилия), T - JOY (Япония), и даже китайское правительство проявляет интерес к этой сфере.  
     
        
      
      Релизы цифровых фильмов по годам  
      
      
        
          
            год   | 
            Январь-июнь   | 
            Июль-декабрь   | 
            Всего   | 
           
          
            1999   | 
            1   | 
            3   | 
            4   | 
           
          
            2000   | 
            4   | 
            8   | 
            12   | 
           
          
            2001   | 
            8   | 
            10   | 
            18   | 
           
          
            2002   | 
            16   | 
            5   | 
            21   | 
           
               
             
      ----------------------------------  
      Релизы цифровых фильмов по регионам  
      
      США – 45, Япония – 7, Бразилия – 4, Китай – 3, Европа – 2, Канада – 1  
      
      Как можно увидеть, количество релизов цифровых фильмов растет очень медленно. Во второй половине 2002г. Выйдет несколько заметных фильмов, среди которых «новые» «Джеймс Бонд» и «Гарри Поттер», которые будут доступны в цифровом формате. Очень небольшое количество фильмов выпускают голливудские студии. В Европе вышли два фильма: Crisps & Peppers (Франция, вышел 2 года назад) и Pinocchio (Италия, вышел в прошлом месяце). Данные приближены к данным трехлетней давности и практически не изменились.  
     
     
      
      
      Существует сторона цифрового кино, в которой происходят перемены. Они касаются принципов, на которых строится цифровое кино.  
     
      
      Главная дилемма цифрового кино  
      
      Демонстраторы  должны делать самые большие вложения.  
      Дистрибьюторы  хотят сэкономить как можно больше.  
      Новая бизнес-модель будет рациональным решением противоречия.  
      Дисней: « Тем, кто хочет получить выгоду, следует платить. И они будут платить» (Фил Барлоу. Disney )  
     
     
      Вы должны затратить деньги, которые нужно где-то взять. Один из источников – это экономия на производстве копий фильма. Люди, которые экономят – студии и дистрибьюторы, и люди, которые должны платить – демонстраторы, должны прийти к некому согласию между собой, которого в настоящий момент нет. Исходя из утверждения « Disney », студии также должны будут вносить свою долю в общие издержки. Тем не менее, я считаю, что проблема состоит не в распределении расходов, а это, скорее, вопрос контроля. Так, если Disney платит за проектор, это не ваш проектор, а проектор Disney . И Disney в праве проявлять интерес к тому, какие фильмы вы показываете и как вы их показываете. Демонстраторы хотят, чтобы кто-то другой платил, а они продолжали держать весь контроль. И эта проблема гораздо сложнее, чем может показаться.  
     
     
     
      Если взгляните на цифры, предоставленные МРА, вы увидите расходы, которые несет студия. Самые большие расходы – negative cost – это плата «звездам», плата за использование каких-то помещений и пр. Эти расходы весьма превышают остальные.  
      На втором месте расходы на проведение маркетинговых мероприятий.  
      И самые низкие расходы, гораздо ниже прочих, это расходы на производство 35мм копий фильма.  
      
      
      
      US Film Negative Cost and Print & Advertising Costs  
      
      
        
      
      
      Если целью студии было попытаться сэкономить деньги, они могли найти способ лучший, чем экономия на изготовлении готовых копий. Если вы посмотрите на данные 2000 и 2001гг., то увидите, что только за один 2001г. Negative cost упали на 5-6 млн. ( экономия на оплате труда, на участии в фильмах «звезд» и т. д.) На этом были сделаны наибольшие сбережения.  
     
      ---------  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
      Чтобы получить ключ к разгадке, взгляните сюда. Это информация по блокбастерам за лето 2001 и 2002гг, согласно американской статистике. 1-ая колонка – это сборы фильмов №1 в Северной Америке за первый уикенд показа. 2-ая колонка – это сборы тех же фильмов за второй уикенд. А 3-я колонка – это процентная разница между сборами за первую и вторую недели.  
      
      АНАЛИЗ ПАДЕНИЯ BOX - OFFICE  БЛОКБАСТЕРОВ 2001/2002 года (35 мм)  
      
        
        
      
        
          
            Фильм Blockbuster 2002   | 
            Week#1   | 
            Week#2   | 
            Падение %%   | 
           
          
            Scorpion King   | 
            36   | 
            18   | 
            50   | 
           
          
            Spider-Man   | 
            115   | 
            71   | 
            38   | 
           
          
            Star Wars – 2   | 
            80   | 
            60   | 
            25   | 
           
          
            Sum of All Fears   | 
            31   | 
            19   | 
            38   | 
           
          
            Scooby – Doo   | 
            54   | 
            25   | 
            55   | 
           
          
            Minority Report   | 
            36   | 
            22   | 
            39   | 
           
          
            Mr . Deeds   | 
            37   | 
            17   | 
            50   | 
           
          
            MIB – 2   | 
            52,1   | 
            24   | 
            53   | 
           
          
            Road to Perditions   | 
            22,1   | 
            15   | 
            30   | 
           
          
            Austin Powers – 2   | 
            73,1   | 
            31   | 
            57   | 
           
          
            Signs   | 
            60,1   | 
            29   | 
            51   | 
           
          
            XXX   | 
            44,5   | 
            22   | 
            50   | 
           
               
       
      Удивительно то, что всего несколько лет назад эта процентная разница составляла 20-30%. Теперь же фильм может потерять 50% и продолжает считаться хитом.  
      Можно посмотреть данные о том, сколько недель фильм оставался на первом месте в рейтинге. Вы увидите, что ни один фильм не оставался на первой строчке более двух недель, и только некоторые оставались там в течение одной недели. Данная тенденция прослеживается с лета 2001г., когда ни один фильм не мог продержаться и недели на «вершине». Почти каждый фильм теряет 50% и более своих сборов между первой и второй неделями показа. Так почему же Голливуд это не беспокоит?  
     
      Одна из причин этого то, что студии получают большую часть прибыли в первую недель. Это наиболее благоприятны период для студий в плане получении прибыли. Так, фильм в первую неделю может принести студии 60% (70% - раскрученный блокбастер) от сборов, и только 30-40% достается демонстраторам. Во вторую неделю – соотношение 50/50 или 40/40.  
      Это означает, что студии имеют больше прибыли в первый уикенд показа - от 100млн.- и потом где-то 150млн. в третий уикенд показа. Это хороший способ накопления.  
     
      Затем выпускают DVD . И в данной ситуации выпускать копии фильма становиться очень неэффективно. Отпадает необходимость показа фильма на10000 экранов, так как он не принесет большей прибыли.  
     
     
      ----------  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
      Что же студии могут получить от показа фильма в кинотеатрах? Здесь можно увидеть, какую долю прибыли приносит релиз фильма через различные источники масс-медиа.  
     
     
     
        
      11% - сборы от показа в кинотеатрах в Северной Америке  
      15% - сборы от показа в кинотеатрах по всему миру  
      30% - прибыль от проката и продажи DVD и видео  
      16% - продажи DVD и видео за рубежом  
      14% - TV в отелях, самолетах  
      11% - Premium TV  
      3% - бесплатное  
     
      Показы в кинотеатрах позволяют возвращать только ? вложенных средств. На домашнее видео, бесплатное телевидение, телевидение- Premium , кабельное телевидение, телевидение в отелях и самолетах приходится около половины прибыли.  
      Сегодня 3/4 согласны платить, чтобы смотреть кино дома, и лишь ? для этого посещает кинотеатры.  
     
      Очень интересно тайное сотрудничество между демонстраторами и студиями. Так, владельцы кинотеатров не имеют прибыли от показа фильма вне стен кинотеатра. Они могут начать показывать фильм и получать недостаточно прибыли. Большую часть прибыли приносят concessions и реклама в кино. Студии же могут выпускать фильмы с box office в 100млн., но они также ничего не имеют с выпуска специального издания на четырех дисках или DVD .  
     
      -------------  
     
     
     
     
     
     
     
      А вот статистика МРА.  
     
      Можно увидеть, каким образом фильм «зарабатывает» за рубежом. Доля домашнего видео составляет чуть менее половины. Отсюда видно, что приносит реальные деньги. Выпуск копий – менее эффективный способ продвижения фильма. Гораздо выгоднее - цифровой вариант, т. е. производство цифровых копий, которые легко можно перенести в формат DVD .  
     
      Вот практический пример.  
     
      MONSTERS INC  
      
      Ноябрь 2001 $ 63,5 млн. В.О. Weekend  
      C ентябрь 2002 $85 млн. 1-ый день  
     
      Продано 5 млн. копий 60-65% - DVD  
     
     
      Фильм «Корпорация монстров» собрал $63.5 млн. В.О. за первый уикенд показа, но в то же время прибыль от продажи фильма на DVD и видео в первый день составила $85 млн. Другой пример – « Spider - Man ». В первый уикенд показа в Америке он собрал $50 млн. и $195 млн. за первые несколько дней продажи на видео и DVD . Вот, что приносит реальные деньги.  
     
      ------------  
     
      Поговорим о значимости DVD . Это самая быстро растущая группа потребительских электронных товаров всех времен. Она обогнала все другие группы товаров CDs , видео, мобильные телнфоны. В настоящий момент ничто не продается более успешно, чем DVD . И люди будут продолжать тратить на них все больше и больше. К 2003г. их продажи возрастут на 40%. Нужно помнить также о том, что люди приобретают рекордеры для просмотра DVD дома. Так что кино, которое показывается в кинотеатрах, может стать еще менее значимым в будущем. И, следовательно, появляется больше причин для его выпуска в цифровом формате.  
     
      ------------  
     
      Можно взглянуть на это по-другому. Вот данные за февраль-март 2001г. Это три фильма, каждый - №1 в соответствующей категории. Hanibal собрал в Америке около$20 млн.В.О, Lady & Tramp - $50 млн. Но больше всего собрала РС-игра Good & Evil - $100 млн. за первую неделю продаж. Такого мало кто ожидал. И это только версии для РС, не для play stations и пр.  
      Сегодня многие тратят деньги на игры.  
     
      -------------  
     
      Вот некоторые подробные данные по UK . Они показывают те программные средства, на которые люди предпочитают тратить деньги. Видно, что очень многие покупают игры. Причина этого - внедрение DVD . Игры становятся очень важны с финансовой точки зрения. И по-прежнему, много тратиться на музыку.  
     
      -------------  
     
      Голливуд и новые технологии  
     
      1950-е - телевидение  
      1970-е - кабельное и premium - TV  
      1980-е - домашнее видео  
      1990-е - Internet  
      2000-е - цифровое кино  
      
     
      Однако Голливуд не торопится принимать цифровое кино. Впрочем, он никогда не спешил принимать новые технологии. Так было и телевидением. Голливуд был против него. И, в конечном счете, появились собственные телестанции Голливуда, такие как ABC Network of America , телестанция Disney , транслирующая Disney Channel . 20-30 лет назад появилось кабельное телевидение и телевидение- Premium . Сейчас компании Warner Brothers принадлежит HBO .  
      Когда появилось домашнее видео, глава МРА сказал, что, домашнее видео способно «задушить» американских продюсеров.  
      Но, когда студии «возьмут в оборот» домашнее видео, они найдут способ сделать на этом деньги.  
      Так, например, студии весьма заинтересованы в релизах фильмов через Internet . Для этого существуют специальные системы Video - on - demand и пр. Это хороший способ заработать.  
      Думаю, Голливуд примет цифровое кино, как только появится способ извлекать из него выгоду.  
     
      ------------  
     
     
      Мы говорили о том, какой рывок сделал фильм « Звездные воины: Эпизод II ». Но существует одно «но».  
      В « Wall Street Journal », а позже и в « The Hollywood Reporter » появилась единственная статья, в которой речь шла о коалиции семи студий-мейджеров Голливуда. Они назвали себя DCI . Они решили объединиться, чтобы прийти к соглашению по поводу того, какой путь выбрать для цифрового кино, какие технологии использовать, какой качественный уровень наиболее приемлем для цифрового изображения и, в конце концов, как финансировать и осуществлять все это. DCI решают, как будет развиваться цифровое кино до конца 2003г. В принципе, больших перемен в цифровом кино до 2003/04гг. не предвидится, если только DCI не пойдут на некоторые уступки.  
     
      -----------  
     
      Тем не менее, в настоящее время в мире цифрового кино происходит много интересных событий.  
     
      Существует такое явление, как E - Cinema . Еще одно название с заглавной буквой, которое я употребляю для характеристики ряда вещей. Рассмотрим некоторые моменты, чтобы выяснить, чем голливудская киноиндустрия отличается от европейской.  
     
      
      
      
     
      More than just digital films  
      
      Cinema Advertising  – key driver  
      Alternative Content  – still unknown  
      Alternative Use  - already being explored  
      Alternative Venues  – starting to grow  
     
     
      В Европе процесс развития цифровой киноиндустрии может происходить быстрее и по-другому. Можно выделить 4 основные области, в каждой из которых Европа может иметь выгодные преимущества:  
     
      - Реклама в кино . Ее практически не существует в Америке. Иногда, если в американских кинотеатрах пытаются показывать перед фильмом 35мм-ые рекламные ролики, публика воспринимает это не очень приветливо. В Америке реклама есть везде, но только не в кино. В Европе же вполне приемлемо показывать перед фильмом 5-10-минутные рекламные ролики. Поэтому в Европе этот рынок в 10 раз успешнее, чем в Северной Америке.  
     
      - Альтернативный контент . Это может быть все, что угодно: спортивные матчи, постановки Бродвея, опера, балет, т.е. то, что может привлечь людей в цифровые кинотеатры. Большой популярностью в Европе пользуется трансляция футбольных матчей. При этом не обязательно тратить деньги на билеты. Это хорошая возможность для кинотеатров Европы.  
     
      - Альтернативное использование кинотеатров . Использование так называемого downtime . Так, если люди, в основном, предпочитают ходить в кино по вечерам или в уикенды, демонстраторы могут использовать дневное время в других целях, например, для проведения бизнес-конференций или в уобразовательных целях.  
     
      - Альтернативность областей применения цифрового кино . В настоящее время происходит развитие этой составляющей. Это кино в школах, университетах, больницах и других общественных местах.  
     
      Вот такими возможностями может воспользоваться Европа в развитии своей цифровой киноиндустрии.  
     
      -------------  
     
      Однако, не следует думать, что E - Cinema – явление, существующее только в Европе, так как в Америке тоже проявляют инициативы. Вот некоторые из них:  
     
      - Кинотеатры Network Event . Они существуют в 50 университетах, колледжах и кампусах страны. Там проводятся предварительные показы фильмов до их выхода на большие экраны. Имеется альтернативный контент. Фильмы демонстрируются там в качестве промоушена/рекламы. За просмотр денег не берут. Наверное, странно делать что-то бесплатно для студентов, но, возможно, они заинтересуют своих друзей, которые посетят демонстрацию этих фильмов в крупных кинотеатрах.  
     
      - Emerging Cinemas . Входят в альянс с League of Historic American Theatres. Занимаются установкой цифровых кинопроекторов в культурных институтах, в частности, в Old Movie Palaces .  
     
      - CineMuse . Демонстрация HD -контента в музеях и других центрах искусства.  
     
      - Regal Cinemas . Это крупнейший демонстратор сегодня. Он объединяет 83 кинотеатра Америки (бывшие банкроты), в единое, приносящее прибыль образование. Кинотеатры вынуждены заниматься рекламой, нравится им это или нет. Их главная задача – извлечение прибыли. Чем они и занимаются. Кроме фильмов они показывают спортивные матчи, рок-концерты, т.е. делают все, что принесло бы кинотеатрам прибыль (и чтобы снова не стать банкротами).  
     
      ------------  
     
      Что касается Европы, то задача ее цифровой киноиндустрии – разрабатывать свои национальные, индивидуальные идеи в области развития кино.  
     
     
      Вот еще некоторые моменты, показывающие то, как развивается цифровое кино в Европе.  
     
      В Европе действует European D - Cinema Forum ( EDCF ), на котором происходят разнообразные встречи. Он не занимается непосредственно принятием стандартов, а является диалоговым партнером для организаций со всего мира, и, в частности, из США, которые разрабатывают технологии и стандарты.  
      За организацией EDCF стоят три национальные инициативы: Swedish Film Institute ( SFI - Швеция), CNC / CST (Франция), DTI / DCMS ( UK ).  
     
      EDCF принимал участие в разработке стандартов цифрового кино вместе с SMPTE , ITU , MPEG и др. Стандартизация является приоритетной задачей. В National Film Theatre ( NFT – UK ), принадлежащее British Film Institute , проводятся испытания цифровых технологий.  
     
      Основная цель Форума – вовлечь людей в дискуссии по поводу цифрового кино: с одной стороны – владельцы кинотеатров, с другой – режиссеры и прочие люди от синематографа.  
     
      -------------  
     
    Таким образом, не смотря на то, что на словах все выглядит очень просто, процесс развития цифрового кино происходит, в основном, под влиянием Голливуда. Тем не менее, Е-С inema идет немного другим путем, учитывая прежде всего свои европейские интересы. Но, вопрос в том, как долго это продлится. Потому что, когда-нибудь Голливуд воспользуется Е-С inema – примет его также, как другие технологии до этого.      |