Интервью с Олегом Березиным. Журнал «Киномеханик» №6/2010
Интервью с Олегом Березиным. Журнал «Киномеханик» №6/2010

12.2010

СЕГОДНЯ, КОГДА МИРОВОЙ КИНОТЕАТРАЛЬНЫЙ РЫНОК ПЕРЕЖИВАЕТ ЦИФРОВОЙ БУМ, ВСЕМ НАМ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ: ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ НОВИНКАХ, БЫТЬ В КУРСЕ ПОСЛЕДНИХ НОВОСТЕЙ И ТЕНДЕНЦИЙ. КТО КАК НЕ НАШИ ИНСТАЛЛЯТОРЫ СМОГУТ РАССКАЗАТЬ НАМ ОБ ЭТОМ. ИМЕННО С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ И БЫЛ ЗАПУЩЕН ЦИКЛ БЕСЕД С КОМПАНИЯМИ-ИНТЕГРАТОРАМИ КИНОТЕАТРАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ. МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВАМ КРУПНЕЙШУЮ РОССИЙСКУЮ КОМПАНИЮ «НЕВАФИЛЬМ». РАБОТА С КИНОТЕАТРАМИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ, МОНТАЖ И СЕРВИС – ЛИШЬ ОДНО ИЗ ПЯТИ НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЕРЕД ВАМИ ИНТЕРВЬЮ, СТОЛЬ ЖЕ РАЗНОСТОРОННЕЕ И ИНТЕРЕСНОЕ, КАК И ИСТОРИЯ САМОЙ КОМПАНИИ, И ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ОЛЕГА БЕРЕЗИНА. ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ! |Ольга Баженова|

Олег, когда появилась и как развивалась ваша компания?

Компания появилась в декабре 1991 года. Мы с Алексеем Шульгой, моим партнером, придумали идею компании на 7 этаже общежития на Бухарестской Ленинградского института киноинженеров (ныне – СПбГУКиТ). Потом к идее создания компании подключились еще Игорь Вигдорчик – один из ведущих звукорежиссеров киностудии «Ленфильм», и Евгений Мезенцев, оператор, режиссер и художественный руководитель одной из киностудий «Ленфильма». А через несколько лет к нам присоединился и Борис Березин, мой старший брат. А официальным днем рождения стало 9 апреля 1992 года. С тех пор эта компания и существует, несмотря на смену в 1999 году названия (мы сначала назывались «Нева-1»). Юридически эта та самая компания, созданная 18 лет назад.

Она начиналась с двух больших направлений. Первое – дубляж фильмов, так как Алексей по профессии звукорежиссер. Мы использовали новое на то время видеооборудование, чтобы удешевить процесс дубляжа. Тогда укладчики текста работали под кинопленку, озвучивание тоже шло под так называемые кольца нарезанной 35-мм пленки. Процесс был медленным и дорогим, так как под кольца печатались отдельные копии. Наша идея была такова, что мы копировали кино на видео и дальше работали под видео, тем самым, достигая серьезной экономии на смете дубляжа – около 40%. Сегодня это выглядит банально, но ведь это было еще до появления формата Betacam SP, не говоря уже об компьютерных видеомонтажных системах! Первые заказы мы брали у «Ленфильма», зарабатывая прибыль и им и себе. Изначально у нас не было своего ателье и не было инвесторов. Студию мы арендовали. В 1994 году мы заключили первый большой контракт на озвучивание фильмов Walt Disney. Для нас это было огромным профессиональным стимулом развиваться, так как их требования были очень высокими. Было непросто, но Walt Disney всегда делился опытом, мы много ездили по разным студиям, учились. К середине 90-х мы уже сами спроектировали и оборудовали себе студию. Так как мы уже какое-то время закупали оборудование для себя, то решили попробовать поставлять оборудование и для кинотеатров. В 1997 году мы сдали свой первый проект – кинотеатр «Аврора».

Второе направление нашей деятельности берет свое начало из моего студенческого прошлого. Я работал на кафедре кинотелевизионной техники, и мы занимались созданием системы записи электронных (компьютерных, видео) изображений на кинопленку. Это было задолго до появления фильмрекордеров. По договоренности с институтом мы взяли эту машину в работу. На протяжении 4 лет ей пользовались многие создатели фильмов. Мы делали титры, первые комбинированные кадры, реставрацию, цветокоррекцию. В середине 90-х тема сошла на нет с появлением на рынке профессиональных фильмрекордеров.

Опыт первых лет работы стал для меня той базой, с которой началось постижение цифрового кинематографа и цифровой проекции. Первые проблемы «цифры» с цветопередачей, диапазоном, контрастом были аналогичными и понятными. С 1999 года я стал серьезно интересоваться новостями и разработками в этой сфере, но, будучи совладельцем компании, совмещал технику с экономикой. Научный прогресс это хорошо, но есть еще и кинотеатральный бизнес. Поэтому для меня было очень важно изучить и понимать экономические модели развития этого рынка, что является важным преимуществом для ведения дел.

Когда вы реализовали свой первый цифровой кинопроектор?

В 2000 году мы поехали в большой тур по США, чтобы посмотреть технологию и пообщаться со специалистами. Первые несколько лет мы лишь набирались опыта, мониторили наш рынок, общались с производителями, наблюдали становление стандартов.

В феврале 2003 года мы первыми привезли в Россию цифровой проектор на выставку кабельного и телевизионного вещания и показали набор роликов в кинотеатре «Атриум». Среди материалов был и трейлер «Звездных войн». Разрешение при проекции тогда поддерживалось 1.3К. В зале было много специалистов, коллег, и мы переживали за их реакцию. Все-таки «цифра» тогда еще была далека от совершенства. В итоге после презентации все отметили, что наша проекция была намного лучше, чем проекция фильма с кинокопий, которые работали в прокате, так как их напечатали в Италии с нарушениями и цвета картинки не соответствовали оригиналу. У нас же с цветами все было в порядке. Дискуссия тогда была жаркая, в том числе вокруг стоимости технологии. Но все не стоит на месте и развивается. В декабре 2004 года мы договорились с московским кинотеатром «Киносфера» поставить цифровой проектор в один из их залов. На тот момент мы дублировали фильмы многих студий и убеждали их дать нам в работу цифровые копии. В числе первых нам навстречу пошел Walt Disney, который доверил нам копии «В поисках Немо» и «Братец медвежонок». Мы договорились с компанией EVS (производитель серверов, сегодня это компания XDC) и с компанией Barco о предоставлении оборудования. В итоге с января по апрель 2004 года в «Киносфере» шли первые в России коммерческие показы с цифровых копий.

Чуть позже DCI финализировал свою спецификацию для цифрового кинопоказа и было принято решение демонстрировать фильмы с минимальным разрешением 2К. Поэтому еще чуть более года мы вынуждены были ждать появления новых проекторов. Осенью 2006 года «Кронверк Синема» в лице Эдуарда Пичугина принял решение установить в своем кинотеатре «Заневский Каскад» цифровой проектор Christie. Уже тогда во всем мире посмотрели «Цыпленка Цыпу», и все заговорили о перспективах цифрового 3D. В декабре 2006 года проекторы приобрели «Синема Парк» и «Иллюзиум» в Набережных Челнах. На первом цифровом сеансе был показан фильм «Ночь в музее». Несмотря на то, что процесс только начинался, мы смогли убедить Fox дать нам в работу цифровые копии. Причем, огромное спасибо компании Fox – ведь эти первые цифровые кинокопии были уже с русским звуком.

Когда вам пришла идея заняться аналитикой нашего рынка?

Деятельность нашей компании охватывает несколько профессиональных сфер. Мы много работаем с дистрибьюторами, так как имеем контракты по дубляжу зарубежных картин. Мы много работаем с отечественными продюсерами, так как пишем звук к нашим фильмам. У нас налажено его на наш рынок. Работая по всем этим направлениям, мы собираем и обрабатываем огромное количество информации. Поэтому наш переход к аналитическим обзорам был естественным. Первые мы сделали в 2003 году, и они были востребованы и кинотеатрами и дистрибьюторами. общение с владельцами кинотеатров и с производителями оборудования, так как мы интегрируем Мы также наблюдали за работой других подобных компаний, к примеру, за нашим партнером Screen Digest, изучали их бизнес-модель.

С 2005 года начался бум строительства кинотеатров в ТЦ. К нам стали обращаться за помощью компании девелоперы, для которых мы делали маркетинговые исследования рынков отдельных городов, к примеру.

И мы делали это с высоким качеством. Я до сих пор иногда удивляюсь точности наших прогнозов и расчетов, сделанных несколько лет назад. Мы постоянно инвестируем в качество. Оно, в том числе, определяется той базой информации и контактов, которую уже наработала компания. Необходимо иметь локальных агентов, которые будут собирать информацию на местах. Сегодня у нас работает 4 штатных аналитика, которые с утра до вечера занимаются исключительно сбором информации и изучением рынка.

Важно и то, что никого не интересуют голые цифры. Всем нужна качественная оценка. Мы добились доверия всех основных киносетей России, и они дают нам данные о своих сборах и посещаемости для их обработки и суммирования. К примеру, для того, чтобы сделать выборку по трем лидирующим игрокам. Необработанные данные остаются коммерческой тайной и не публикуются. Доверие – это самое ценное, что есть в нашем, да и в любом бизнесе.

Где ваши сотрудники повышают свою квалификацию?

Учиться надо всегда, мы очень приветствуем дополнительное образование сотрудников. В нашей компании есть внутренние ежемесячные обзоры событий – синемамаркеты, в которых наш отдел аналитики представляет всем нам полезные в работе данные. Так, сотрудники остаются в курсе того, что происходит на рынке. Мы систематически проводим тренинги, семинары по разным направлениям. Например, я тоже читаю лекции по технологии цифрового кинопоказа для своих сотрудников. Также мы практикуем поездки к компаниям-производителям, таким как Dolby, DoReMi, IMAX. Кстати среди моих коллег есть и кандидат экономических наук, и кандидат искусствоведческих наук. Я сам сейчас учусь в аспирантуре, получаю дополнительное экономическое образование.

Как вы относитесь к дополнительному образованию технических специалистов на местах? Я имею в виду систематичный подход в проблеме.

Мы это делаем, но в последнее время в тех удивительно редких случаях, когда кинотеатр сам понимает, что ему это надо. Сегодня проблема в том, что большинство участников рынка учиться не хочет, так как есть сервисное обслуживание, которое всегда поможет.

По статистике нашего сервисного обслуживания, большинство поломок (90%) происходит из-за неправильно нажатой кнопки, а не из-за поломки самого оборудования.

Мы говорим: «Давайте мы вас научим – вот вам сервис, вот вам книжка на русском, потому что на английском никто читать не будет, вот Интернет». Поэтому многие кинотеатры успокоились и не понимают, зачем учиться. Проблема еще в том, что среди киномехаников, особенно молодых, мало по-настоящему увлеченных кино, тех, кому это интересно. Видимо тут дело даже не в деньгах, которые ты предлагаешь человеку. Видимо у этого поколения вообще другая мотивация жизни. Поколение 40+, кто давно работает в кино, они немного другие.

Я преподаю в СПбГУКИТ. У меня в среднем 120 человек посещает лекции, ни один из них в кино или на телевидении не работает. Мы в нашей компании будем счастливы найти любого умного молодого специалиста, который захочет учиться дальше, работая у нас.

Надо разбираться в кинопоказе, понимать проекцию, звук. Нужно разбираться в информационных технологиях, потому что работа связана с серверами, потоками данных. Дальше сетевые технологии, прямые трансляции: вещание, сигнал, антенны и т.д. Когда появятся интерактивные системы, значит придется учиться дальше.

Очень многие наши проблемы и соответствующее отношение к делу идут оттого, что у нас очень мало кинотеатров, которыми руководят настоящие хозяева. Это человек, который действительно занимается своим бизнесом, живет им. Нам не хватает отношения к делу, как к своему семейному бизнесу. Это понимание долгосрочных бизнес-прогнозов, работа, устремленная в будущее. Именно этим в первую очередь от нас отличается рынок Европы и Америки. Ноги тут растут из того, что в Советском Союзе не было частных кинотеатров. У меня есть знакомый владелец кинотеатра в Финляндии, который пошел по стопам своего отца, деда и прадеда. Этот кинотеатр – это их семейный бизнес. Это традиция отношения к ремеслу в Европе, когда у людей свои пекарни, магазины, аптеки. В этом случае люди ходят в кино к конкретному человеку, так как все его знают.

У нас, к примеру, много государственных или муниципальных кинотеатров, которые арендуют частные лица. Долгосрочные отношения тут построить тоже сложно, учитывая наши реалии. Второй момент – это корпоративное управление, крупные сети, где сотрудник – часть большого механизма. Многим безразлично, работает он в кинотеатре, или в соседнем ресторане или банке.

Повышать квалификацию сотрудников готовы прежде всего те владельцы, директора, которые дорожат своим личным делом, стремятся его развивать, строят планы на будущее. Таких меньшинство. Поэтому и по стране вообще качество кинопоказа падает в большинстве кинотеатров. Персоналу не хватает щепетильности, личного профессионализма. Я в Петербурге не так давно пошел в кино и был вынужден связываться с инженером кинотеатра, чтобы он настроил фокус на показе. На мой взгляд, некачественные услуги в кинотеатре – это тот же обман и воровство, только у зрителя.

Владельцам свой бизнес надо контролировать во всем, им надо заниматься. Отношение это в свою очередь влияет на аудиторию, которая перестает ходить в залы и предпочитает домашние кинопросмотры. Аудиторию мы теряем из года в год, что констатирует статистика. Параллельно сервисы сегодня развиваются очень активно, к примеру, возможность скачивания в сети легального контента. Пока всеми поддерживается политическое решение «окна», но как только студии поймут, что счастье не в нем – ситуация может кардинально измениться. Вспомним ситуацию с фильмом «Алиса в стране Чудес», когда Walt Disney решил одновременно с кинопрокатом выпустить премиальную версию на «видео по запросу». Все кинотеатры были недовольны, но студия посчитала, что этот бонус придется по душе «иной» аудитории, которая как раз в кино не ходит, а предпочитает смотреть фильмы в Интернете. В этот раз стоимость этого бонуса была высокой и для ограниченного сегмента пользователей, но, тем не менее, это первые ласточки грядущих изменений. Все это делается и на фоне падений сборов от DVD. Известно, что доход студии от кинотеатров в среднем 15%, остальное они добирают на DVD и TV. Кинотеатры для них играют роль большого рекламного баннера, с которого начинается раскрутка фильма и его продвижение в массы.

Рынок бытовой электроники в свою очередь тоже поменял тренд. Если в прошлом году все говорили, что мы создаем 3D на дому, то в этом – телевизор с Интернетом, чтобы сервисы по просмотру кино можно было подключать прямо на большой плазме, а не на маленьком экране компьютера. На мой взгляд, в кино зрители будут ходить только на те фильмы, которые будут сниматься специально для большого экрана. Вроде «Аватара» или «Трансформеров»: больших киноаттракционов для больших компаний, которые на маленьком экране как раз не смотрятся. Думаю, в этом уверились все, кто пытался пересмотреть «Аватар» дома.

Олег, а какие лекции вы читаете студентам?

Я веду занятия у студентов вечернего и дневного отделений СПбГУКИТ. Читаю два цикла лекций. Первый – техника и экономика цифрового кинопоказа, второй – экономика и организация кинопоказа.

А как обстоят дела с учебной литературой?

Современной литературы фактически нет. Все свои лекции (около 60 часов/800 страниц) я писал с нуля и потратил на это немало времени. Возможно, на их основе стоит сделать учебник. Пока на это решиться сложно, ведь технологии сейчас развиваются очень быстро. К примеру, какие-то моменты, которые я озвучивал на лекциях в прошлом году, уже стали неактуальны. К примеру, из-за изменений стандартов SMPTE.

Олег, расскажите о вашем хобби.

Так получилось, что я сын, брат и племянник людей, жизнь которых связана с авиацией. Мой троюродный брат Виктор Васенков – Герой России, летчик-испытатель и почетный гражданин города Жуковского. Он испытывал СУ-25 в Афганистане, служил в отряде космонавтов. Если бы не еще одно мое увлечение, возможно, я уже был бы летчиком со стажем. Моей мечтой была гражданская авиация. Но в юности на картинге я сломал себе нос, и медкомиссия зарубила мою мечту на корню, так как хирургия тогда не была столь изощренной и гарантий мне никаких не давали. Затем я хотел поступать в Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации, но тоже не сложилось, потому что на школьном выпускном вечере (!!!) мне рассказали про ЛИКИ. Сложилось лишь в прошлом году, когда на день рождение супруга подарила мне сертификат на пробный полет на маленьком четырехместном самолете Piper РА28. После него я записался на курс занятий. Так что я уже год учусь и каждую неделю летаю над Финским заливом. Во время полета отключаются все мысли, ты не о чем не думаешь. Это невероятное ощущение. Моя мечта детства сбылась, это здорово. Этой зимой меня ждут экзамены, так что скоро стану независимым пилотом.

Со студенчества я люблю и горные лыжи, как и многие мои коллеги, что любопытно. Последние несколько лет у меня появилось новое увлечение. Мы с Сережей Ивановым, Дмитрием Пучковым, Ромой Исаевым, Женей Болеско из Иркутска собираем компанию друзей и путешествуем по уникальным местам России. Прошлым летом мы были на Байкале, этим летом у нас был тур по Волге от Казани до Волгограда на небольшом пароходике. Конечно, с посещением любимых кинотеатров. В следующем году мы собираемся в тур на Камчатку и Сахалин. И огромное спасибо нашим друзьям из всех городов и кинотеатров, которые нас встречают по пути наших маршрутов.

Ходите ли вы в кино как зритель?

Да, хожу и в силу совершенно разных причин. Люблю хорошее кино, которое показывают редко. Люблю посещать новые кинотеатры из профессиональных соображений, чтобы оценить, как и что там сделано. Люблю ходить в кинотеатры, которые мы делали в свое время, оценивать и отслеживать какие-то изменения. Хожу в кино, чтобы наблюдать публику, вникать в их мотивацию.

Не так давно я ходил в кинотеатр на фильм «Начало». Во-первых, я понял, что отвык от пленки и ее дефектов, которые меня немного раздражали. Во-вторых, я пришел к выводу, что этот фильм я бы с большим удовольствием, комфортом и погружением посмотрел один дома, а не в зрительном зале среди большого числа людей вокруг. Смотреть такой фильм в кинозале не то же самое, что смотреть комедию. На некоторые фильмы я хожу, чтобы составить о них свое мнение, так как я работаю в этой сфере и иногда это просто необходимо. К примеру, так было с последним фильмом Никиты Михалкова.

Кстати, я люблю смотреть оперы в кинотеатре «Джэм Холл». К примеру, я смотрел «Богему» в Мариинском театре с хорошего места, и потом посмотрел ее в кинозале. И второй просмотр понравился мне больше. Не подумайте, что это реклама Просто лучше видно разные детали и слышно арии.

Иногда хочется посмотреть на большом экране любимые фильмы, классику. Я надеюсь, что цифровые технологии позволят реализовать идею кинозалов с функцией «кино по запросу», когда можно прийти компанией и заказать для просмотра фильм из синематеки.

В сути самого кинотеатра априори заложен конфликт индивидуального выбора фильма и коллективного просмотра. Вы знаете, почему многие не ходят в кинотеатры? 35% посетителей сайта «Кинопоиск» заявили, что не ходят, потому что в прокате нет интересных им фильмов. Есть фильмы, выходящие в ограниченный прокат или сразу на DVD. К зрителю они попадают, но часто минуя кинотеатр. Публике удобней смотреть кино дома, когда ему удобно. В связи с этим очень интересно, как будут развиваться кинотеатры. Я вижу два направления. Первое – это большие залы с огромными экранами для громких премьер масштабных лент. Второе – это маленькие, уютные залы с большим экраном, где фильм для просмотра можно будет выбрать заранее в видеотеке.

Я недавно обсуждала с инженерами тему, что средний размер экрана на данный момент у нас стремительно уменьшается. Было бы интересно увидеть какие-то статистические данные о размерах экранов в России.

Нужно говорить не о размере экрана, а об угле зрения на этот экран. Если подойти к домашней небольшой плазме близко, то она тоже покажется большой. Это ведь вопрос экономики. Если у вас в кинозале высота потолка 7 метров, то вы не можете сделать большой экран. Чтобы его поставить, нужно поднять потолок до 10 метров, а это уже дорогостоящие строительные работы, которые жалко совершать ради 100 мест в зале. Поэтому поставят дополнительные кресла, и опять возникнет эффект «большой зал – маленький экран».

Сейчас у IMAX появились планы активной застройки в регионах.

Да, в регионах будет вестись застройка цифровых IMAX. Хотя я сам очень люблю пленочный IMAX. Мечтаю сейчас доехать до Москвы и посмотреть Hubble, пока он идет в IMAX на пленке.

Залы в регионах будут реконструироваться?

Да, у IMAX есть проекты, позволяющие реконструировать существующие залы под их формат кинопоказа. Но есть проекты и новых залов. Сейчас после реконструкции открываются залы в Новосибирске и в Воронеже. Конечно, строить новые залы проще в том плане, что уже на стадии проектирования учитываются какие-то нюансы геометрии зала именно для IMAX-показов. В IMAX используются два проектора, но есть нюанс – применяется запатентованная система сведения изображения с двух проекторов. На таких огромных экранах добиться механическим путем того, чтобы сигналы с двух проекторов совпали, практически невозможно. И IMAX использует систему электронной коррекции для повышения качества картинки.

С каких проекторов там идет показ?

В IMAX используются проекторы Christie. Кстати, IMAX довольно много экспериментировали с Sony 4K, но, к сожалению, качество картинки и яркость изображения их не удовлетворили.

Для меня идеалом тоже является кинотеатр IMAX на Ленинградке.

До тех пор, пока он будет показывать с пленки. Мы очень много общаемся и с представителями IMAX, и с другими кинотеатрами. И я никогда не скрываю, что качество проекции IMAX с пленки – это эталон. Возможно, когда в коммерческой эксплуатации появятся проекторы 4К, качество их проекции к нему приблизится.

Опять же, изменилось соотношение кадра. В пленочном IMAX изображение более квадратное, соотношение кадра 1:45. В цифровом IMAX стандарт 1:79. То есть высота экрана ниже, чем в пленочном варианте. Тут опять вопрос в яркости. Залить светом такую большую поверхность цифровым проекторам пока еще сложно. Но тут тоже есть решение, которое вскоре всколыхнет мировой рынок. Это переход на лазерные источники света. Отход от ксеноновых ламп – это инновация на рынке кинопоказа. IMAX уже подписал соглашение с одной из компаний, которая разрабатывает такую технологию, на эксклюзивное право в течение нескольких лет использовать эту технологию.

То есть все пока находится на уровне научных разработок?

Нет, уже на уровне прототипов. Первые демонстрации уже были. Основная проблема заключается в стоимости этой системы. Она не дешевая по сравнению со стоимостью ксеноновой лампы. Конечно, с годами экономия будет очевидна, потому что лазер более стабильный источник света с меньшим энергопотреблением, меньшим тепловыделением, более высокой точностью. Вторая проблема заключается в уровне безопасности системы. Есть определенные ограничения на использование лазера в публичных местах. Если вы обратили внимание, то сейчас даже на концертах лазеры практически не используется, потому что попадание света от лазера в глаза может повредить сетчатку глаза.

А лазерные системы смогут встраивать в существующие проекторы?

Возможно, но не думаю, что это имеет смысл. Потому что у существующих проекторов тоже есть свой срок эксплуатации. Когда повсеместно будут переходить на лазерные источники света, наступит время менять и проекторы. Я думаю, на это уйдет минимум 5 лет.

Но, вообще, тенденция изменения способа освещения меняется повсеместно. Так, в бытовых проекторах вместо ламп теперь используют светодиоды со сроком службы в сто тысяч часов, но в кино светодиодная система применяться скорее всего не будет. Потому что нет идей, как сделать мощные светодиоды. Хотя наш НИКФИ пытался что-то в этой области разрабатывать.

Олег, можете в общих чертах обрисовать систему VPF?

VPF – это платеж дистрибьютора кинотеатру, который представляет собой часть экономии, которую получает дистрибьютор, не печатая кинопленку, а показывая фильм в цифровом формате. То есть это своеобразный способ восстановления справедливости. Кинотеатр покупает за свой счет оборудование, а все преимущества от экономии получает дистрибьютор, отвечающий за предоставление кинокопий. Нюансы заключаются в том, на каких условиях и за что дистрибьютор платит кинотеатру.

Конечно, всем дистрибьюторам выгодно, чтобы кинотеатры переходили на «цифру». В договора вставляются определенные пункты, условия. Например, что за три года такая-то сеть кинотеатров должна полностью перейти на «цифру». Студии не готовы платить вечно, практически все договора ограничиваются 2019 годом. И расчет производится таким образом, чтобы студии компенсировали VPF 80% стоимости оборудования. То есть 20% стоимости вкладывает кинотеатр, а 80% вкладывает дистрибьютор, платя за прокат фильмов, за букинг.

Есть какие-то оговорки, что, например, кассовый сбор кинотеатра не может быть меньше, чем VPF. Или, что если одна студия подписала договор с кинотеатром, она не будет платить, пока кинотеатр не подпишет такие же соглашения с другими студиями.

Схема VPF родилась в США, где нет звена в лице дистрибьютора. Но есть студии, которые напрямую через свои отделы букинга занимаются дистрибьюцией в кинотеатрах. Там в структуре проката нет тех трех звеньев, которые есть у нас и в Европе.

Основная проблема в той же Европе, как и у нас – сильно сегментированный рынок. Много несетевых кинотеатров, и с каждым надо договариваться. В результате голливудские студии в Европе в основном стремятся заключать договора VPF только с ключевыми кинотеатрами, с ключевыми киносетями. Другая проблема – слишком много производителей. В США есть 6 студий-мейджоров, и они занимают 95% кинопроката. Мы же работаем с голливудскими студиями, многочисленными европейскими, нашими отечественными. Много операторов, много дистрибьюторов. И всем надо между собой договориться.

Еще одна проблема – и в Европе и в России трудно выживают кинотеатры, которые находятся в маленьких городах. Они слабые не потому, что они плохие, а потому, что меньше зрителей, меньше доход населения, у людей нет привычки ходить в кино. И возникает вопрос, как выстроить систему так, чтобы она работала и на сильных и на слабых игроков. Ориентироваться только на сильных нельзя, потому что слабые не выживут. Балом правит экономика, но надо понимать, что нельзя задавливать мелких игроков на рынке. Что сравнивать кинотеатр в Москве и в городе Вольск? В этих городах разные условия ведения бизнеса и, соответственно, разная прибыль. Плюс к этому и Европа, и мы должны задуматься о защите национального продукта. Мы не можем строить экономическую модель, опираясь только на голливудские фильмы.

Если говорить о цифровом переоборудовании кинотеатров, то за свой счет купить оборудование может только сильный игрок. И получается то, что мы называем «цифровым неравенством», когда сильный игрок, имея ресурсы, получает доступ к технологиям, с помощью которых становится еще сильнее на рынке, а слабый, не имя ресурсов для доступа к технологии, в результате становится еще слабее и умирает. Эта теория касается и мобильной связи, и цифрового телевидения, и широкополосного Интернета, и кинотеатров. И, если мы ничего не будем делать, то слабые игроки в маленьких городах просто умрут. Дистрибьюторы будут работать с определенным количеством цифровых кинотеатров, а пленку перестанут выпускать, потому что печатать кинокопии для полупустых провинциальных кинотеатров будет не выгодно. Так уже делали «ЦПШ», когда они расписывали фильм «Пираньи 3D».

Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к проекту государственной поддержки кинопроката?

Я не верю в господдержку в нашей стране. Государство очень сильно переживает за господдержку, связанную с производством, потому что это идеология. Но для государства есть и более дешевые идеологические инструменты. Это телевидение. Я не верю, что тех людей, которые такое выпускают на наши телеканалы, беспокоит то, что идет в кинотеатрах. Две недели назад вышла замечательная статья Даниила Борисовича Дондурея в «Российской газете», где он очень точно описал ситуацию. Для государства это бизнес, а на самом деле у кинотеатров в маленьких городах четкая социальная функция, о которой мало задумываются. Есть такая фраза: «Кино – это способ утилизации свободного времени». Если в провинциальном городе есть хороший недорогой кинотеатр, люди туда с удовольствием пойдут вместо того, чтобы стучать касками по асфальту. Обратите внимание, что с середины девяностых ни одна государственная концепция в области кино не была реализована, даже идея с российскими центрами кино. Все в итоге свели к деньгам. А почему люди должны платить за просмотр фильмов, которые снимаются на деньги налогоплательщиков?

Вот я сейчас читаю переписку Минфина и Минэкономразвития. О чем только люди не рассуждают! Кинотеатральный показ для них – исключительно коммерческая отрасль. У нас даже нет телеканала, который бы, существуя на деньги налогоплательщиков, вещал бы без рекламы, как тот же BBC в Англии.

А что вы думаете про альтернативный контент в региональных кинотеатрах? Можно ли к нему приучить зрителя в провинции?

Тут очень много взаимосвязанных факторов. Сегодня ленивому кинотеатру проще показывать «Гарри Поттера», чем искать новые решения. Экспериментировать тяжело, и это может себе позволить лишь владелец, самостоятельно управляющий кинотеатром. А у нас обычно владеют и управляют разные люди. Дело в том, что кинотеатры сами должны искать альтернативные пути работы со зрителями. У нас же пока зрители хоть как-то сами идут в кино, никто не пошевелится. Сегодня, к сожалению, единицы кинотеатров готовы сами, своими ручками работать со зрителем. У тех, кто прилагает усилия, здорово получается. Значит, сама идея работает, нужно только головушку и терпение приложить. Почему «Пионер» в Новосибирске, «Океан» во Владивостоке, Боря Собко в Омске, «Джэм Холл» в Питере собирают полные залы на сеансы опер, а в другом городе пришло в кинотеатр 10 человек и кинотеатр говорит: «Ну вот видите – у нас не работает!» Мы же видим всю статистику по всем городам. Но, повторюсь, это проблема отсутствия у нас очень важного типа предпринимателей – тех «булочников», для которых пекарня – семейный бизнес. В большинстве своем все, от кого зависит кинопоказ – наемники, а не собственники. Я хочу сейчас использовать всю мощь нашей аналитики, что бы высчитать всех владельцев кинотеатров, которые являются одновременно и их управляющими. Вот это сила! Жаль только, если их всего десяток наберется, но именно они выживут, именно за ними будущее кинопоказа!

Олег, во многих сетевых мультиплексах сегодня существует такая практика, когда один зал отводят под показы арт-хаусного кино. Насколько реально пробиться с таким контентом к сетевикам?

Я не очень верю в успешность, например, оперных проектов в мультиплексах в ТЦ. Это другая атмосфера. Но я верю в концерты. На оперные показы ходит некинотеатральная публика. И с ней надо по-другому работать. Вплоть до того, что прикрывать на эти сеансы аппараты с поп-корном, чтобы абстрагироваться от атмосферы кинотеатра. Оперные проекты идут неплохо в отдельно стоящих кинотеатрах, но не в киноплексах в ТЦ. Мы ведем статистику, и это факт.

Как вы оцениваете общий уровень дубляжа зарубежных фильмов?

Я считаю, что дубляж в общем хороший. У любой компании можно найти фильмы, которые озвучены чуть хуже или чуть лучше. Это, как правило, связано не с профессиональными возможностями студии, а с производственным процессом. Например, когда мы дублировали «Пиратов Карибского моря», мы сначала дублировали девятую часть, не зная начала фильма. Ведь когда идет дубляж, какие то части фильма еще могут быть в постпродакшне.

Цифровые технологии также оказывают влияние на дубляж. Раньше, когда мы работали с пленкой, у нас было больше времени. Мы могли дублировать фильм 2 месяца. А теперь бывает так, что утром пришел исходник, а вечером мы должны отдать готовый материал. Фильмы, которые выходят за рубежом и у нас день в день, снимаются и перемонтируются до последнего момента. Пока режиссер не утвердил сцену, мы не можем ее озвучить. В «Армагеддоне», например, было 4 версии. В последней версии была полностью вырезана большая роль отца главного героя, которую мы уже успели дублировать.

Иногда бывает так, что записали актера, потом актрису, потом свели вместе, и поняли, что они не стыкуются. А времени переписать роль нет. И у зрителя возникает ощущение, что дубляж некачественный. А это связано не с халтурностью студии, а со скоростями производства.

У вас замечательный дубляж боевиков с Николасам Кейджем и Шоном Коннери, как раз недавно пересматривала.

Да, вот как раз с фильмом «Скала» была занимательная ситуация. Компания Walt Disney категорически не соглашалась с тем, что героя Шона Коннери будет озвучивать Валерий Кравченко, так как тембр его голоса намного ниже, чем у самого Коннери. Но мы отстояли свою позицию и со временем все убедились, что это было идеальное попадание в фактуру и персонажа. На открытии «Кодак-Киномира» в 1996 году зал зааплодировал, когда герой Шона Коннери голосом Валерия Кравченко произнес первую фразу в «Скале»!

Как вы думаете, бум 3D-кино сдуется?

Если качество фильмов не улучшится, то сдуется. Интерес к стереокино всегда шел волнами. И сейчас многие зрители уже понимают, что далеко не все надо смотреть в 3D. Это другой киноязык, который не везде оправдан. Да и Джеймс Кэмерон сделал две очень важных вещи: показал хорошее кино и обозначил высокую планку качества технического исполнения. Теперь зрители ходят в кино, сравнивают фильмы с «Аватаром» и часто разочаровываются.

Лукас переконвертировал «Звездные войны», я думаю это оправданно.

Да, но я не уверен, что они попадут в кинотеатры. Возможно, Лукас ждет момента, когда массово появятся домашние 3D-кинотеатры, ведь конвертировал он трилогию довольно давно. Как показал опыт с «Историей игрушек», зритель не готов платить свои кровные деньги за то, что он уже видел, даже если это переведено в 3D-формат.

Я не верю также в будущее 3D, которое снимается двумя камерами. Я думаю, что будущее за многоракурсной съемкой, но тогда принципиально изменится тип проекции, и не надо будет вообще надевать очки.

Каковы ваши предсказания на будущий год касательно темпов цифровизации рынка?

Мы подходим к той черте, когда без системных решений отрасли мы далеко не прорвемся. Здесь два драйвера. Это большие сети, которые понимают, что надо вкладываться в новые технологии. И независимые кинотеатры, которые боятся, что безцифрового оборудования они не выдержат конкуренции. Отмена таможенных пошлин может заметно снизить стоимость оборудования и ускорить процесс перехода на «цифру» в провинции. 15% – это довольно большая сумма. К концу этого года Россия финиширует с количеством цифровых залов 700–750, а к концу 2011 года мы, я думаю, приблизимся к цифре в 1000–1100 залов.

Невафильм DIGITAL
© ЗАО "Компания "Невафильм", 2004-2012