|   | 
                 КиноЭкспо'2003
                   Дмитрий Радченко 
                   С 
                    15 по 18 сентября в Москве проходили пятая Международная выставка 
                    и форум "КиноЭкспо". Местом проведения выставки 
                    в этом году по многочисленным просьбам участников стал "Экспоцентр", 
                    а форума - ЦМТ. 
                     
                    Выставочные стенды заняли практически весь пятый павильон 
                    "Экспоцентра", и по размерам выставка не уступала 
                    петербургской. Как и обычно, программа семинаров была исключительно 
                    плотной - в последний день первые доклады начинались в девять 
                    утра. Предпремьерные показы кинофильмов заканчивались порой 
                    заполночь.  
                     
                    Мы решили уделить особое внимание семинару, посвященному цифровому 
                    кинематографу, и публикуем ниже краткий отчет о нем.  
                     
                    Семинар открыл доклад Романа Мокрова, заместителя генерального 
                    директора компании United Multimedia Project, который рассказал 
                    об опыте цифрового кинопроизводства и о подготовке фильмов 
                    для цифрового показа.  
                     
                    Специалисты не понаслышке знакомы с цифровым кинопроизводством, 
                    так как он подразумевает не только съемку на цифровые камеры, 
                    но и цифровой пост-продакшн, монтаж, озвучение и т.д., то, 
                    чем занимаются кинематографисты многие годы.  
                     
                     "Как 
                    известно, - начал г-н Мокров, - на сегодняшний день существуют 
                    две технологии киносъемки: съемка на пленку (в основном это 
                    Super 16 или 35 мм) и на цифровые носители High Definition 
                    (с помощью Panasonic AJ-HDC27FE Varicam, Sony HDW-F900 CineAlta 
                    и Thomson Viper FilmStream). Конечно, существуют и другие 
                    технологии, но если мы говорим о качественном показе в кинотеатре 
                    на большом экране, то должны обеспечить разрешение не хуже 
                    2k, поэтому указанные камеры - необходимый выбор. Хотя, повторюсь, 
                    есть примеры съемки и на DV, и на Digital Betacam, например 
                    кинофильм "Прогулка" Алексея Учителя, где "любительское" 
                    качество записи было обосновано стилистикой фильма.  
                     
                    Тем не менее в мировом масштабе сегодня приоритетным является 
                    съемка на пленку. Почему? Во-первых, серьезное лобби фотолабораторий, 
                    жестко бьющихся с цифровыми технологиями, которые могут лишить 
                    их бизнеса. Во-вторых, накопленный специалистами (прежде всего 
                    операторами) опыт работы с пленкой. Но постепенно ситуация 
                    меняется и цифровая технология внедряется в производство. 
                    Вот некоторые факты: два года назад в России было всего две 
                    HD-камеры, сегодня их уже 17! С учетом Украины и Казахстана, 
                    на территории СНГ их уже более 20. Надеюсь, очень скоро число 
                    цифровых камер сравняется с количеством качественных кинокамер, 
                    на которые сейчас снимают кинематографисты России.  
                     
                    Второй обнадеживающий факт - в этом году только компанией 
                    Sony было продано в два раза больше HD-видеокассет, чем в 
                    прошлом.  
                     
                    И третий факт - число снятых на HD фильмов неуклонно возрастает. 
                    На недавно завершившемся Венецианском фестивале был представлен 
                    кинофильм "Однажды в Мексике" Роберта Родригеса, 
                    который, кстати, является не первым его фильмом, снятым "в 
                    цифре". Отрадно отметить, что и у нас в России уже более 
                    десяти фильмов сняты по технологии HD, например "Русский 
                    ковчег", "Даже не думай" и другие картины". 
                     
                     
                     Далее 
                    г-н Мокров остановился на преимуществах цифровой съемки: "Во-первых, 
                    оператор и режиссер сразу видят то, что они снимают (не требуются 
                    перевод в цифровой формат и цветокоррекция). Во-вторых, чувствительность 
                    цифровой камеры намного выше, поэтому требуется значительно 
                    меньшее количество осветительных приборов. И наконец, самое 
                    важное - нет необходимости экономить на пленке (поэтому практически 
                    исключен и пленочный брак). Стоимость кино- и видеопленки 
                    несоизмерима, а процесс проявки и обработки исключен. Отснятый 
                    материал можно просматривать и прослушивать прямо в день съемки. 
                    Все эти факторы ведут к существенному снижению стоимости производства, 
                    по нашим данным - до 30%. Например, один съемочный день стоит 
                    порядка 5 - 10 тыс. долл. Если цифровая камера позволяет сократить 
                    процесс производства на 3 - 4 дня, то экономия очевидна.  
                     
                    Я говорил о том, что одним из препятствий на пути HD-технологии 
                    является привычка операторов, но за последние два года производители 
                    HD-камер устранили все недостатки, которые мешали безболезненному 
                    переходу операторов с пленки на цифру. Теперь можно воплотить 
                    любой эффект, доступный ранее только с помощью кинокамер. 
                    Вы можете ставить оптику Zeiss, специально разработанную для 
                    HD-камер, записывать сигнал без компрессии и даже снимать 
                    рапиды с частотой до 1000 кадров/с (что в особенности востребовано 
                    производителями музыкальных клипов и рекламных роликов)". 
                     
                     
                    В заключение своего доклада Роман Мокров заявил: "Как 
                    видите, на этапе производства у цифрового кинематографа перспективы 
                    довольно радужные. Это подтверждают и последние намерения 
                    западных компаний. Например, Dolby Laboratories создает в 
                    Лос-Анджелесе студию, которая будет заниматься мастерингом 
                    фильмов для показа в цифровых кинотеатрах, Kodak планирует 
                    инвестировать средства в цифровой кинопоказ, компания Disney 
                    заявила, что к 2005 г. полностью перейдет на цифру в производстве. 
                    С января следующего года начнет вещание новая европейская 
                    телекомпания Euro1080, которая будет вещать в цифровые кинотеатры, 
                    клубы, рестораны и т.д. как фильмы, так и альтернативный контент. 
                    С этого же времени эта услуга будет доступна и в России через 
                    спутник Astra в течение четырех часов в день".  
                     
                     Следующий 
                    докладчик генеральный директор компании "Невафильм" 
                    Олег Березин озаглавил свое выступление "Цифровое Кино. 
                    Эпизод I".  
                     
                    Г-н Березин начал с экскурса в недавнее прошлое: "Если 
                    вы помните, несколько лет назад, когда только-только заговорили 
                    о цифровом кинематографе, на рынке появилось очень много умных 
                    и образованных людей, консультантов и т.д., которые все быстро 
                    посчитали, спрогнозировали и заявили, что в 2003 г. в мире 
                    будет 5 тыс. цифровых кинотеатров, а в 2004 - более 10 тыс. 
                     
                     
                    Год 2003 на исходе, и мы можем оценить правдоподобность прогнозов, 
                    - продолжил г-н Березин, - сегодня в мире обычных кинотеатров 
                    примерно 130 тыс., а цифровых - всего 159, т.е. менее 0,1%. 
                    Почему же не оправдались ожидания?  
                     
                    Давайте разберемся в создавшейся ситуации и сначала классифицируем 
                    все возможные варианты применения цифровых технологий в видеопоказе. 
                    Для этого воспользуемся известной схемой, предложенной старшим 
                    аналитиком компании Screen Digest Патриком ван Сычевски. На 
                    схеме обозначены две большие области: D-Cinema и E-Cinema, 
                    сейчас нам интересна первая.  
                    
                   В США сложилась очень любопытная ситуация 
                    - все взоры обращены на Голливуд, все ждут, какие он предпримет 
                    действия. Голливуд же, в свою очередь, не предпринимает никаких 
                    решительных шагов, а пытаясь разобраться с тем, что такое 
                    D-Cinema, создал консорциум Digital Cinema Initiatives. В 
                    эту организацию вошли как студии, так и Ассоциация владельцев 
                    кинотеатров (NATO) и Общество киноинженеров Америки (SMPTE). 
                    Организация не будет разрабатывать стандарты или технические 
                    спецификации, ее задача - от имени производителя фильма сформулировать 
                    требования к качеству и бизнес-модели работы кинотеатра: 
                   
                   
                    
                      -  цифровое кино, как минимум, должно иметь качество, 
                        сравнимое с пленочным формата 35 мм, а в перспективе значительно 
                        превышать его; 
 
                         
                       
                      -  должна быть обеспечена возможность доступа к фильму 
                        в будущем. Например, многие видеофильмы 60-х годов сегодня 
                        недоступны, так как нет качественных видеомагнитофонов, 
                        способных воспроизводить материал в том формате, в каком 
                        материал был записан. Единого стандарта мастеринга, передачи 
                        и хранения цифровых фильмов на данный момент нет;
 
                         
                       
                      - приемлемая цена за приемлемое качество.
 
                     
                   
                   Но гораздо более важная задача, стоящая 
                    перед DCI, и которая до сих пор не решена, - эффективная бизнес-модель 
                    цифрового кинотеатра, описывающая тонкости дистрибьюции, показа 
                    и т.д.  
                     
                     Производители 
                    освоили подготовку материала в цифровом виде для распространения 
                    по сети кинотеатров, в виде DVD-дисков или для передачи по 
                    каналам ТВ. Но с другой стороны, совершенно непонятно, кто 
                    будет платить за переход на цифру…  
                     
                    Все почему-то показывают пальцем на Голливуд. Но если разобраться, 
                    то станет ясно, затраты на производство фильма (съемка, гонорары 
                    и т.д.) в среднем составляют порядка 50 млн долл.; затраты 
                    на изготовление копий то же не самые большие (хотя в абсолютных 
                    величинах и составляют внушительную сумму); а вот затраты 
                    на продвижение фильма в кинотеатрах составляют львиную долю 
                    всех расходов! Конечно студии заинтересованы в снижении затрат 
                    на съемку (то, о чем говорил Роман Мокров), но есть другой 
                    аспект: согласно последним исследованиям доля дохода производителя 
                    от показа фильма в кинотеатре неуклонно падает и кинотеатры 
                    сами по себе наименее интересны для студий, так как основную 
                    выручку они получают от продажи кино на DVD. Вывод прост - 
                    производитель не очень-то заинтересован в инвестициях в цифровой 
                    кинематограф. Поэтому разговоры о том, что Голливуд сам должен 
                    оплатить переход к цифровой технологии, беспочвенны.  
                     
                    Рассмотрим основных игроков на рынке цифрового кинематографа. 
                    Это - Technicolor Digital Cinema (TDC), Boeing Digital Cinema, 
                    государственные кинотеатры КНР, японская компания T-Joy, всего 
                    семь крупных операторов, владеющих большинством из 160 цифровых 
                    кинотеатров, которые, по сути, являются тестовыми лабораториями 
                    цифрового кинематографа, где отрабатываются технические и 
                    экономические модели D-Cinema.  
                  
                     
                       
                           Операторы цифровых киноэкранов
                         | 
                     
                     
                      |   | 
                      Северная Америка  | 
                      Европа  | 
                      Другие страны  | 
                      Всего  | 
                     
                     
                      | Technicolor Digital Cinema (TDC) | 
                      30  | 
                      1  | 
                       | 
                      31  | 
                     
                     
                      | Boeing Digital Cinema | 
                      25  | 
                      1  | 
                       | 
                      26  | 
                     
                     
                      | государственные кинотеатры КНР | 
                       | 
                       | 
                      11  | 
                      11  | 
                     
                     
                      | GDC (КНР) | 
                       | 
                       | 
                      1  | 
                      1  | 
                     
                     
                      | UCI | 
                       | 
                      6  | 
                       | 
                      6  | 
                     
                     
                      | UCI+TeleImage | 
                       | 
                       | 
                      4  | 
                      4  | 
                     
                     
                      | T-Joy | 
                       | 
                       | 
                      6  | 
                      6  | 
                     
                     
                      | Прочие | 
                      19  | 
                      11  | 
                      12  | 
                      42  | 
                     
                   
                   Что же будет дальше? Голливуд ожидает ключевых 
                    решений от DCI и практически ничего не предпринимает в области 
                    цифрового кинотеатра. Поэтому многие страны решили пойти своим 
                    путем. Например, Китайская Народная Республика, где цифровые 
                    кинотеатры будут финансироваться государством и будут предназначены 
                    не только для демонстрации кинофильмов, но и выполнять задачи 
                    пропаганды среди населения (трансляция партийных съездов, 
                    обращения руководства государства к народу и т.д.). В целом 
                    Китай стоит на пороге тотальной реконструкции сети кинотеатров, 
                    и руководство страны решило сразу перейти к новой технологии, 
                    а не переоборудовать их для показа 35-мм копий. Похожая ситуация 
                    складывается в Индии, где к апрелю следующего года планируется 
                    строительство 400 цифровых кинотеатров. И конечно, самая важная 
                    новость - проект развития сети в Великобритании, об инвестициях 
                    в которую объявил Британский совет. Основная задача новой 
                    сети такая же, как и в Индии, - поддержка проката национального 
                    кино. На первом этапе затраты оцениваются в 200 млн долл. 
                    и первый кинотеатр должен быть открыт к началу следующего 
                    года. По сведениям Британского совета в существующих кинотеатрах 
                    планируется переоборудовать около 250 экранов.  
                     
                    Какой можно сделать вывод? Потенциал цифрового кино велик 
                    там, где есть потенциал собственных фильмов, где сборы от 
                    них не ниже 30% общего числа кинокартин (разумеется, в Индии 
                    эта цифра еще выше).  
                     
                     Порой 
                    нам говорят, давайте построим сеть цифровых кинотеатров, и 
                    это поднимет производство отечественного кино. Но как видим, 
                    ситуация прямо противоположная - зрителю интересно отечественное 
                    кино, он приходит в зал, тогда и появляется проект, аналогичный 
                    британскому или индийскому. В нашей стране, если не ждать 
                    решения Голливуда, строительство сети цифровых кинотеатров 
                    будет обосновано тогда, когда российский продукт будет интересен 
                    зрителю. В прошлом же году 42 отечественные картины собрали 
                    6 млн долл. Box-Office (это примерно 5 - 6% общего сбора), 
                    но при этом три фильма из 42 имели половину из 6 млн долл. 
                    Так вот, когда мы будем иметь в прокате 70 фильмов, собирающих 
                    хотя бы 15 - 20% общих доходов Box-Office, тогда и будет что 
                    показывать в цифровых кинотеатрах, без оглядки на Голливуд 
                    (который, кстати, будет заинтересован выставить максимальные 
                    требования к качеству показа, возможно, и невыполнимые). Они 
                    - производители фильмов, их дела неплохи, и они на других 
                    рынках, сотрудничество с ними приведет к фантастическим затратам 
                    (порядка 500 тыс. долл. только на оборудование), полностью 
                    нивелирующим все преимущества D-Cinema, - подытожил г-н Березин. 
                     
                     
                    В заключение давайте посмотрим, что происходит на рынке E-Cinema. 
                    Сегодня это наиболее динамично развивающаяся отрасль применения 
                    цифровых технологий в кинопоказе. Из наиболее активных игроков 
                    нужно отметить французскую компанию VTHR, владеющую более 
                    чем 300 экранами, и норвежскую CAPA/Unique Promotions, число 
                    экранов которой тоже приближается к 300. Французы, к примеру, 
                    специализируются в основном на прямых трансляциях в залы спортивных 
                    и музыкальных программ. Вообще такие мероприятия весьма популярны 
                    в Европе - воспроизведение записей, фильмов Art-House. E-Cinema 
                    с успехом применяется для демонстрации рекламы, документального 
                    кино, образовательных программ. Был даже проведен очень интересный 
                    эксперимент, когда из зала были удалены все кресла, и установлены 
                    две сотни компьютеров, посетители имели возможность играть 
                    по сети в компьютерную игру и наблюдать за действием на большом 
                    экране.  
                  
                     
                       
                           Альтернативные площадки e-cinema 
                         | 
                     
                     
                      |   | 
                      Страна  | 
                      Контент  | 
                      Число экранов  | 
                     
                     
                      | VTHR | 
                      Франция  | 
                      Прямые трансляции | 
                      >300  | 
                     
                     
                      | CAPA/Unique Promotors | 
                      Норвегия  | 
                      Реклама | 
                      225 (+50 к концу 2002)  | 
                     
                     
                      | Network Event Theaters | 
                      США  | 
                      Предварительные показы, альтернативный контент | 
                      50  | 
                     
                     
                      | Cine Muse | 
                      США  | 
                      Документальный, образовательный, культурный контент | 
                      40  | 
                     
                     
                      | WWE/Famous Players | 
                      Канада  | 
                      Соревнования по борьбе WWE (PPV) | 
                      17  | 
                     
                     
                      | DocuZone | 
                      Нидерланды  | 
                      Документальные фильмы | 
                      10  | 
                     
                     
                      | Folkets Hus | 
                      Швеция  | 
                      Худ. фильмы, образовательный, культурный контент | 
                      8  | 
                     
                     
                      | Immersion Studios | 
                      Австралия, Канада, США  | 
                      Интерактивные фильмы | 
                      4  | 
                     
                     
                      | Emerging Cinemas | 
                      США  | 
                      Арт-хаус контент | 
                      1  | 
                     
                   
                   Как видим, этот сектор рынка развивается 
                    гораздо динамичнее D-Cinema, и существует опасность, что как 
                    раз благодаря огромному объему альтернативного контента, для 
                    Голливуда он станет более привлекательным".  
                     
                    В заключение, от себя я хотел бы добавить, что и форум, и 
                    выставка, безусловно, удались. Но как я и предполагал, отвлечься 
                    от повседневных забот и уделить внимание всем докладам и семинарам 
                    практически невозможно. Как я писал в предыдущем номере (и 
                    что подтвердили встреченные на выставке коллеги), не всем 
                    удобна выставка в Москве). 
                   | 
                  |